Управа на защитников. Зачем президент продвигает новый закон об адвокатуре и что это принципиально поменяет

Страна

11 октября 2018 года

8 октября почти четыре десятка адвокатов Украины на своих страницах в соцсетях опубликовали снятые ими видео с хэштегом #stop9055, выступив против принятия внесенного в парламент законопроекта "Об адвокатуре и адвокатской деятельности".

А еще ранее Национальная ассоциация адвокатов Украины выступила с серией заявлений, где раскритиковали предложенный законопроект №9055. Его противники считают, что он выписан в интерес ах властей и значительно сужает независимость адвокатов.

С противоположной трактовкой выступают давние оппоненты руководства НААУ из числа юристов, ориентирующихся на позицию главы Совета адвокатов Киева Инны Рафальской и Ассоциацию юристов Украины. Они выступили за утверждение законопроекта в его текущей редакции.

Сам документ, вокруг которого развернулись ожесточенные споры в юридическом сообществе, был внесен в Верховную Раду президентом еще месяц назад. Заметим, что хотя изначально он "маркирован" как неотложный, в настоящее время у народных избранников до сих пор не дошли руки рассмотреть его на повестке дня. Зато в парламенте зарегистрировано сразу два альтернативных документа. Тем временем, сторонники и критики законопроекта №9055 ведут пикировку вокруг его плюсов и минусов.

"Страна" разбиралась, какие посылы несет в себе наделавший немало шума среди юристов закопроект "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", чего опасаются защитники и кто стоит за попыткой осуществления революции в адвокатуре Украины.

Кто продвигает новый закон об адвокатуре

Заметим, что согласно пояснительной записке к документу, целью принятия законопроекта №9055 заявляется усиление гарантий осуществления адвокатской деятельности, а также расширение профессиональных прав адвокатов.

Знаково, что субъектом законодательной инициативы выступил глава государства Петр Порошенко. Замглавы его Администрации Алексей Филатов назвал предложенный законопроект №9055 "следующим шагом в выполнении стратегии реформирования судов и смежных правовых институтов".

"Принятие этого законопроекта укрепит адвокатуру, даст возможность адвокатам эфективно использовать свои права, гарантии деятельности и выполнять обязанности на основе действительного, а не формального равенства в судебном процессе. В то же время, значительное внимание уделяется соблюдению стандартов этики и качества в адвокатской деятельности и укреплению адвокатского самоуправления", - цитировали Филатова на сайте президента.

На Банковой утверждали, что нарабатывали законопроект в тесном взаимодействии с представителями профильного юридического сообщества. Но как указали со старта в адвокатских кругах, по сути он оказался во многом списан с действующего закона авторства бывшего замглавы Администрации президента Андрея Портнова образца 2012 года.

"Структурно - по статьям и разделам он практически полностью повторяет прежний закон. Разница заключается во внедрении нескольких новых статей и норм, которые ухудшают действующее положение и предполагают смещение действующих органов самоуправления", - заявляла на этот счет адвокат Марина Паринова.

Для чего же понадобился новый законопроект в таком случае? Разберем его положения подробнее.

Что написано в законопроекте и почему он вызвал жаркую дискуссию

Во-первых, он предусматривает окончательное закрепление монополии адвокатов на представление клиентов в судах. На практике это означает, что в процессы не будет позволено вступать лицам из смежных видов деятельности и профессий. Несогласие с этим уже высказали ряд правозащитных организаций.

При этом ужесточается порядок доступа к профессии адвоката.

Согласно новым правилам, отменяется платная стажировка (соискатели не получат денег за свой труд), для получения лицензии будет необходим магистерский уровень юридического образования и два года стажа в качестве стажера адвоката или судьи/прокурора.

Во-вторых, законопроект закрепляет ряд новых и отменяет некоторые из ныне существующих гарантий адвокатов.

Согласно их перечню, следственные мероприятия в отношении защитников возможны исключительно по санкции апелляционного суда и в рамках тех уголовных дел, где адвокатам вручена "пидозра". Кроме того, будет действовать запрет осмотра/обыска в связи с адвокатской деятельностью и запрет правоохранителям на сбор информации об общении между адвокатом, его помощниками и клиентом.

В то же время, действующая на сегодня норма о том, что подозрение адвокату может выноситься исключительно генпрокурором, его заместителями или прокурором области, в президентском законопроекте отсутствует. Вместо этого предлагается расширить круг лиц, уполномоченных для вручения "пидозр" адвокатам кругом следователей и прокуроров. Параллельно в УПК хотят закрепить подследственность уголовных дел в отношении защитников за Госбюро расследований.

Из знаковых новшеств - обеспечение идентифицированного доступа к документообороту судов и всех государственных реестров, включая ЕРДР.

Что касается последнего, то не секрет, что сегодня в него адвокаты "поглядывают", пользуясь услугами знакомых правоохранителей и судей. Официальное же открытие доступа к реестрам позволит идентифицировать, какая именно информация и о каком человеке/деле изучалась адвокатом.

Еще из нового - право защитника не раскрывать адвокатскую тайну, даже если он получил на это разрешение клиента. Кроме того, расширяется перечень видов адвокатской деятельности – теперь адвокаты смогут заниматься управлением имуществом клиентов и медиацией.

А также, что важно, вводится презумпция безальтернативности назначения адвоката, что может привести в регулярному повторению на практике "казуса Януковича".

Речь идет о слушании уголовного дела в отношении бывшего президента, когда наряду с адвокатами Виктора Федоровича по договору ему навязали бесплатного защитника, который не согласовывает свои шаги и позицию с клиентом.

Законопроект предлагает расширить эту сомнительную практику на все этапы следствия, включая момент обыска или задержания, навязывая во время них бесплатного адвоката.

В-третих, законопроект предполагает форменную революцию всех органов адвокатского самоуправления. В Администрации президента проводят эти новации под флагом осуществления "децентрализации в рамках единой Национальной ассоциации адвокатов Украины". И здесь лежит первый пласт новаций, которые в штыки воспринимаются адвокатским сообществом.

Дело в том, что, согласно заявленным планам, в регионах должны ликвидироваться местные Советы адвокатов и квалификационно-дисциплинарные комиссии, вместо которых будут созданы региональные палаты адвокатов. При этом президентским законопроектом предполагается существенное снижение кворума для региональных конференций адвокатов, которые играют погоду в рамках всего адвокатского сообщества в целом по Украине (они выбирают представителей на общенациональный съезд, голосуют за назначение членов контролирующих органов и т.п.).

Чтобы понять, как это будет выглядеть на практике, напомним: действующая редакция закона "Об адвокатуре" гласит - областная конференция правомочна, если в ее работе принимают участие более 50% делегатов. Считается, что это позволяет в полной мере репрезентативно представлять интересы адвокатского сообщества в целом.

Продвигаемый же Банковой законопроект №9055 снижает эту планку в пять раз - до 10-15% зарегистрированных в конкретной области адвокатов. И по новым правилам решения конференций принимаются большинством голосов зарегистрировавшихся, что на выходе означает: знаковые решения смогут "проводить" даже потенциально лояльные к власти адвокаты, которые на самом деле представляют меньшинство от общего числа защитников.

Главный риск этой нормы - насколько репрезентативным окажется их мнение? Ведь именно в руках этих делегатов окажется адвокатское самоуправление, а также назначение представителей сообщества как во "внешних" (среди которых Высший совет правосудия, прокурорская КДК и Высшая квалифкомиссия судей), так и внутренних дисциплинарных структурах.

Которые также "пересоберут" путем ликвидации Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры и создания вместо нее сразу двух органов - Высшей дисциплинарной комиссии и Высшей квалификационной комиссии адвокатуры.

Последней отводится ведущая роль при внедрении на практике новой модели проведения экзаменов для желающих стать адвокатами (они будут проводиться в виде анонимных тестов, по аналогии с процедурой вступления абитуриентов в вузы).

Что же касается Высшей дициплинарной палаты, то ей на откуп предлагается отдать вопрос контроля за решениями о том, кого из адвокатов и за что смогут лишать права на профессию. И это четвертый "кит" законопроекта №9055. Согласно ему, структурируется перечень оснований для лишения статуса адвокатов.

Наиболее дискуссионным здесь, судя по мнению юристов, оказался пункт о "злоупотреблении процессуальными правами" со стороны защитников. Таковым могут признать, например, оспаривание вердикта суда, не подлежащее обжалованию, или злоупотребление заведомо необоснованными отводами/ходатайствами.

Как полагают оппоненты президентской законодательной инициативы, эти вопросы зачастую оцениваются не следуя букве закона, а по внутренней субъективной оценке судей. В результате, считают они, "строптивых" адвокатов с помощью новшества можно будет "вывести" из знакового (в первую очередь, завязанного на политике) дела и подвесить на крючок, угрожая выдворением из профессии.

 

Спорные новеллы законопроекта, которые выделяют юристы-скептики законопроекта №9055, источник фото: facebook.com

Зачем в таком случае все это нужно?

Критики законопроекта уверены - законодательные новеллы пытается провести власть, чтобы "задвинуть" неугодных представителей адвокатского сообщества, особенно тех, кто не скрывает своего критического отношения к власти. И среди прочего - имея высокий авторитет (а зачастую, контакты со СМИ) успешно защищают представителей прежней власти, бизнесменов, нынешних оппозиционеров и прочих неугодных. Показывая все процессуальные нарушения, а также нестыковки версий следствия по резонансным уголовным делам.

Наряду с этим в истории законопроекта №9055 присутствует еще одна важная деталь.

"Страна" уже писала, что главным результатом реформы системы судоустройства в настоящее время стало тотальное подчинение служителей Фемиды линии Банковой. Считается, что окончательно замкнуть этот треугольник команде Порошенко и Ко как раз и мешает все еще независимая адвокатура.

Собственно, решить эту "проблему" и должен новый законопроект.

Итогом принятия оного, как считают его противники, станет концентрация всех рычагов влияния на участников судебных процессов в одних руках. 

Наши новости

Аферисты-коллекторы сменили вывеску и продолжают пугать украинцев

31 мая 2018 года

Скандальная компания «Вердикт Коллекшн» сменила вывеску на «Смарт Коллекшн» и продолжает пугать украинцев, выбивая долги любыми методами. Два года назад редакция 368.media уже писала, как группа компаний «Вердикт» незаконными методами вымогала деньги у граждан.

Киевстар защищает конфиденциальность данных клиентов и обжалует решение АМКУ о наложении штрафа

28 ноября 2017 года

24 ноября 2017 АМКУ опубликовал информацию о принятии решения о наложении штрафа на Киевстар в размере 54 тыс за не предоставление информации.

Организация управления земельным банком компании: как обезопасить основной производственный актив

10 апреля 2017 года

Слить топливо, подменить удобрения, сэкономить семена - это так, мелочи, хотя и такое воровство наносит заметный ущерб агрокомпании. Бывают и более серьезные случаи: намеренное внесение изменений в земельные карты с целью "отхватить" часть чужой земли, юридически неправомерное оформление аренды земли, вмешательство в государственные реестры и замена владельца.

Юристы обсудят принудительный выкуп акций миноритариев

15 февраля 2017 года

16 февраля, состоится открытая дискуссия: «Законопроект № 2302а-д: экспертиза и подготовка ко второму чтению», организованная Комитетом АЮУ по корпоративному праву.

Конфликтные новости

"Укргаздобыча" заказала рекламу своих достижений на 10 миллионов. Прайс и перечень СМИ

Страна

17 октября 2018 года

ПАО "Укргаздобыча" 8 октября по результатам тендера заказало ООО "Сигма Уа" рекламных услуг на 9,95 миллионов гривен. Об этом сообщают "Наши гроши" со ссылкой на систему ProZorro.

“Украинской бирже” понравился обыск СБУ

Укррудпром

17 октября 2018 года

Биржевой совет АО “Украинская биржа” прокомментировала обыск, который был проведен сотрудниками СБУ в офисе компании 11 октября. Соответствующее заявление опубликовано на сайте Украинской биржи.

Аукцион по продаже ТРЦ Gulliver провалился

FinClub

17 октября 2018 года

Аукцион по добровольной продаже банками прав требований по кредитным договорам, в обеспечении которых находится ТРЦ "Гулливер", не состоялся.

В "Нафтогазе" заявили, что, несмотря на мировое соглашение с "Киевтеплоэнерго", будут судиться за неустойку

Страна

16 октября 2018 года

Мировое соглашение, подписанное между НАК "Нафтогаз Украины" и КП "Киевтеплоэнерго", которое касается долговых обязательств компании "Киевэнерго", не предусматривает списание неустойки. Об этом сообщает пресс-служба НАК на официальной странице в Twitter.