Местные выборы в Севастополе: Партия регионов ведет в горсовет «Авлиту»

ФЛОТ2017

12 октября 2010 года

Скоротечная избирательной кампания – 2010 переходит в кульминационную фазу. Большинство кандидатов по партийным спискам и мажоритарным округам уже зарегистрировано. Генеральные линии предвыборной агитации / контрагитации, вокруг которых будут вестись основные дискуссии, также ясны.

«ФЛОТ2017» уже разбирал основные сюжеты будущей гонки за мандатами в Севастополе. Среди основных тем была упомянута и тема строительства в городе угольного терминала ЗАО «Стивидорная компания «Авлита», которая принадлежит Ринату Ахметову.

Поскольку Ринат Леонидович не только самый состоятельный житель Украины, но и один из лидеров Партии регионов, проблема угольного терминала, может рикошетом ударить по рейтингу ПР в городе.

Ведь не секрет, что значительная часть горожан по разным причинам выступает категорически против данного объекта. А целый ряд политических сил и общественных организаций сделали вопрос терминала хорошо узнаваемым в Севастополе.

Самое время проанализировать, на какой волне и в каком ракурсе авлитовская тема входит в предвыборную гонку.

Операция прикрытия

Лидеры Партии регионов в Севастополе и по совместительству – руководители города прекрасно понимали, чем может грозить антитерминальная кампания перед выборами. Ведь за недобор голосов придется отвечать, в первую очередь, не Ахметову, а Саратову сотоварищи. В любом случае, свалить вину на Рината Леонидовича у Валерия Владимировича не получится, ибо масштаб не тот.

Поэтому с весны 2010 г. местные лидеры «бело-голубых» начали применять различные тактики, чтобы минимизировать риски. Сначала Валерий Саратов и другие руководители Севастополя всячески акцентировали внимание на том, что протесты против угольного терминала «Авлиты» являются лишь политической спекуляцией. Саратов четко сформулировал этот тезис: близились местные выборы – были протесты, выборы перенесли - на лето все утихнет, осенью выступления начнутся вновь.

В конце июня обстоятельства позволили сметить тактику и сделать ее более выигрышной. После того, как генеральный директор ЗАО «Авлита» Александр Лагоша был назначен начальником порта «Южный», начали распространяться слухи и намеки на то, что терминал в Севастополе строить никто уже не будет, поскольку задачу по приему импортного угля можно дешевле и проще решить через Южный.

Однако, характер подачи информации свидетельствует о том, что между «Авлитой» и руководством Севастополя существует как минимум некое недопонимание. Складывается впечатление, что «Авлиту» вынуждают сказать то, что она говорить не собирается. Возможно, потому что не собирается делать?

Говорит и показывает СГГА

Судите сами.

21 июля на пресс-конференции заместить председателя СГГА Игорь Локтионов заявил, что существует информация о том, что стивидорная компания «Авлита» не будет строить универсальный перегрузочный комплекс в Севастополе. «Да, такая информация промелькнула. И мы будем очень рады, если она окончательно подтвердится », – сказал Локтионов. При этом он предположил, что в ближайшее время компания «Авлита» сделает официальное заявление (выделено Авт.) по этому поводу.

30 августа тот же Локтионов на брифинге говорит еще более определенно: «Я абсолютно не понимаю озабоченности тех депутатов, которые в преддверии выборов начинают полемику по строительству или не строительству терминала. То, что сегодня терминал рассматривается в Одесском регионе — это нормально абсолютно, потому, что там порты позволяют это сделать. То, что касается «Авлиты» — достаточно много времени вопрос о терминале вообще не ставится в Севастополе. Мне кажется, что пресс-служба «Авлиты», если есть какие-то новости, я думаю, мы попросим их проинформировать все средства массовой информации (выделено Авт.). Я считаю, что эта тема не замалчивается, просто она сегодня бесперспективная. Я думаю, что Севастополю не грозит угольный терминал».

Согласитесь, недвусмысленные попытки чиновника заставить компанию сделать нужное заявление выглядят несколько странно. Если принято серьезное решение о переносе проекта по строительству УПК в другой регион, то компания скажет об этом сама, зачем подгонять?

Очевидно, что эта спешка нужна не «Авлите». Она нужна Партии регионов. И время поджимает, поэтому в бой брошены все силы.

24 сентября в эфире «Народного канала» уже сам Валерий Саратов сообщил о том, что Ринат Ахметов якобы отказался от идеи строительства угольного терминала в Севастополе. «У «Авлиты» было два выхода, - сказал Валерий Владимирович. - Один – строить, несмотря на протесты общественности, второй – учесть пожелания депутатского корпуса. К чести руководства фирмы, они выбрали второй путь...» Саратов поблагодарил собственника компании за конструктивный подход и подчеркнул, что подобное решение было принято благодаря последовательной политике городского совета.

Возникает закономерный вопрос: если решение принято – почему общественность узнает о нем не из уст тех людей, которые могли это решение принять, а исключительно со слов городских чиновников? Зачем дважды выступать Локтионову? Зачем высказываться Саратову? Он что, подрабатывает пресс-секретарем у Ахметова?

Думаем, у Рината Леонидовича есть для этого специально обученные люди. И если он захочет что-то сказать, его все услышат. Тем более, что одно слово Ахметова или, как минимум, официальное заявление от лица «Авлиты» будут стоить больше, чем все предвыборные тирады лидеров ПР в Севастополе.

Пока же складывается впечатление, что «Авлита» не знает о том, что она намерена строить терминал в порту «Южный».

Желаемое и действительное

Так, 22 июля, на следующий день после намеков Локтионова, в СМИ появилось официальное опровержение со стороны порта «Южный».

Морской торговый порт "Южный" (Одесская область) отрицает ведение переговоров со стивидорной компаний "Авлита" о строительстве в порту универсального перевалочного комплекса (УПК) для перевалки угля и других сыпучих грузов. Об этом сообщила начальник службы информационно-аналитического обеспечения порта "Южный" Лариса Евсеева. "Порт "Южный" не ведет переговоры с "Авлитой"... Совместных проектов у порта со стивидорной компанией "Авлита" нет, ни по строительству, ни по перегрузке", — заявила она. Четко и ясно.

Далее, слово взял и.о. генерального директора «Авлиты» Сергей Посохов. 29 июля на встрече с трудовым коллективом Посохов заявил, что «через несколько месяцев» будет представлена обновленная стратегия развития Авлиты. В рамках этой стратегии, в том числе, будет озвучено решение по строительству УПК.

«Обновленная стратегия Авлиты будет представлять собой рациональную комбинацию новых возможностей и текущих проектов, одним из которых является УПК (выделено Авт.). Решение по его строительству будет принято после проведения тщательного анализа. К слову, международная независимая экологическая экспертиза проекта УПК практически готова, и ее результаты будут представлены после принятия всех бизнес-решений», - уточнил Сергей Посохов.

И, наконец, совсем свежее. Руководство порта «Южный» проводит анализ всевозможных проектов развития порта, при этом проект строительства стивидорной компанией «Авлита» угольного терминала в этом украинском порту не рассматривается. Об этом сказал начальник ГП «Морской торговый порт «Южный» Александр Лагоша, сообщило 6 октября ИА "Интерфакс-Украина".

Итак, порт «Южный» отрицает сотрудничество с «Авлитой». Локтионова оборвала пресс-секретарь порта. Саратову ответил начальник порта. Сама «Авлита» говорит еще более интересные вещи.

Во-первых, УПК, со слов Посохова, рассматривается как «текущий проект». Во-вторых, что значит, «результаты экспертизы будут представлены после принятия бизнес-решений»?

Возможных вариантов развития ситуации три:

  • Экспертиза не одобряет проект терминала – поэтому принято решение его не строить.
  • Экспертиза одобряет проект терминала – но по ряду других причин принято решение его не строить.
  • И, наконец, экспертиза одобряет проект терминала – поэтому компания «Авлита» продолжает работу по этому проекту.

Зададимся вопросом: кто-нибудь верит, что экспертиза даст негативное заключение? Лично мы – нет. Поскольку это перечеркнет все предыдущие заявления, в том числе, и действующих руководителей Севастополя, о том, что угольный терминал «Авлиты» - экологически безопасный объект. Представить такое заключение – самим себя высечь.

Значит, весьма вероятно, что вердикт экспертов будет положительным. А раз международные эксперты не видят проблем с проектом – чего вдруг от него отказываться, если вложено столько сил в его продвижение? Логично, не правда ли?

В-третьих, «через несколько месяцев» - это может быть как до выборов, так и после них. «Авлите», по большому счету, все равно. А вот Саратову – нет.

Именно поэтому Саратов выходит на публику и пытается навязать другую логику. Дескать авлитовцы прислушались к пожеланиям ПР, приняли во внимание позицию горожан и отказались от проекта. Раз Саратов заявил, а Ахметов промолчал – все это должны воспринять как знак согласия.

Возможно это и так. Возможно, решение отказаться от строительства угольного терминала в Севастополе действительно принято. И «Авлита» озвучит его дней за 5 до выборов, чтобы усилить эффект. А пока руководство города и компании сознательно перепасовываются такими заявлениями "Южный - Севастополь", "построят - отказались", чтобы перехватить инициативу и подчеркнуть, как действующая власть борется против терминала. И если "Авлита" вдруг действительно "откажется" строить, все заслуги будут приписывать ПР.

Однако, нельзя исключать еще один вариант - окончательного решения еще нет. Либо нет и не будет. И своими заявлениями, севастопольские чиновники отрезают «Авлите» путь к отступлению и пытаются поставить Ахметова в положение, когда он будет вынужден оправдываться. Дескать, Саратов говорит неправду, готовились и готовимся строить.

Но ведь это открытый конфликт! Разумеется, что устраивать выяснение отношений перед выборами неразумно. Это однозначно ударит по рейтингу ПР в Севастополе. Поэтому, не исключено, что всю правду об УПК мы узнаем уже после дня голосования. Тогда можно будет найти десятки оправданий любым предвыборным словам, а реакция граждан будет не так важна для депутатов нового созыва.

Таким образом, на данный момент факты таковы. Пока мы имеем дело лишь с желанием севастопольских властей убедить избирателей в том, что под их нажимом Ахметов отказался от намерения построить в Севастополе угольный терминал. При этом за два месяца никаких заявлений со стороны «Авлиты» в подтверждение слов чиновников не было. Фактом также является то, что никто не отменял разрешение на строительство угольного терминала, выданное ГАСК Севастополя в мае 2009 г.

Но кроме этого, ситуация разворачивается так, что если «Авлита» решится строить терминал, то в новом составе горсовета ее будет кому поддержать.

«Авлита» ПРёт

На днях были обнародованы фамилии кандидатов от ПР, которые баллотируются в Севастопольский горсовет по списку «бело-голубых», а также по мажоритарным округам. Их них видно, что после выборов «Авлита» может сформировать в горсовете неплохое лобби.

В партийном списке ПР фигурируют два представителя компании – и.о. гендиректора Сергей Посохов (№ 13), который точно попадет в совет, и заместитель гендиректора по связям с общественностью Олег Николаев (№ 66), который точно не попадет.

Помимо этого и в списке, и по мажоритарным округам баллотируется сразу несколько лиц, косвенно завязанных на «Авлиту» или ее собственника. Так, под № 28 в списке фигурирует известный в Севастополе и Крыму человек - Владимир Кунцевский, возглавляющий санаторий «Ай-Даниль». В графе «место работы» у Кунцевского обозначено «заместитель гендиректора ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». Ведь «Ай-Даниль», фактически, структурное подразделение ММК.

Как известно, уже несколько месяцев у «Авлиты» и ММК один и тот же собственник – Ринат Ахметов. В силу чего господин Кунцевский может быть очень чуток к интересам стивидора.

Под № 26 в списке указан Евгений Казьмин, директор ООО «Промышленная группа «Союз». Это достаточно известная в Севастополе компания, которая реализует ряд девелоперских проектов, но кроме этого занимается поставками металлолома на тот же ММК. А бизнес-интересы всегда были хорошим полем для нахождения компромиссов.

С вероятностью 90% можно прогнозировать, что и Кунцевский и Казьмин в совет попадут. В партийном списке есть еще персонажи, способные поддержать инициативы «в сфере развития морехозяйственного комплекса». Если посмотреть на список мажоритарщиков, то там тоже есть интересные люди.

Например, по мажоритарному округу № 17 от ПР баллотируется Сергей Гоголинский, президент футзального клуба ПФС «Севастополь». Титульным спонсором указанного клуба является ЗАО «Авлита». А пожелания спонсоров, тем более титульных, принято учитывать.

Существует еще целый ряд лиц, которые могут влиться в дружную проавлитовскую группу. Так, по округу № 31 в горсовет баллотируется действующий депутат Нахимовского райсовета от ПР Нина Прудникова. Считается, что Нина Дмитриевна действует в фарватере председателя Нахимовской РГА Геннадия Плотникова, баллотирующегося по округу № 32 и занимающего пятнадцатую строчку в списке партии.

Плотников, как глава района, вынужден прислушиваться к запросам «Авлиты», поскольку компания создает несколько сотен рабочих мест, платит налоги и реализует массу социальных проектов на вверенной ему территории. В предыдущие годы Плотников занимал достаточно гибкую позицию, в нужные моменты помогая «Авлите». Прудникова действовала в том же ключе, в частности, критикуя Маргариту Литвиненко за излишнюю увлеченность темой угольного терминала.

Кандидат по округу № 35 (одновременно - № 10 в списке) и действующий депутат Владимир Чекмезов вел себя несколько иначе. Он несколько раз нелицеприятно высказывался о намерениях «Авлиты», но при этом не упустил ни одного случая, чтобы попиариться на авлитовских мероприятиях: на открытиях детских площадок, на акциях по благоустройству района и т.д. Очевидно, что после выборов его позиция будет зависеть от суммы аргументов, которую предложит компания.

Таким образом, только с подачи ПР в горсовет может пройти 5-6 человек, завязанных на «Авлиту». Это целая фракция! Фактически, после выборов «Авлита» будет в состоянии защитить любое свое намерение.

В то же время хотим обратить внимание на такие нюансы.

В предвыборной программе партии «Сильная Украина» в Севастополе есть п. № 20 такого содержания: «Провести городской референдум по целесообразности строительства экологически опасных предприятий типа угольных и зерновых терминалов, тем самым окончательно разрешить эту проблему, реализуя волю севастопольцев».

В программе севастопольских коммунистов записано жестче: «Недопущение строительства экологически опасных для жителей города объектов (в т.ч. угольного терминала) — «Севастополь – не Донбасс».

Мы не говорим, что угольный терминал – это хорошо, или что это плохо. Но мы считаем, что, отдавая свой голос за партию или кандидата, избиратели должны знать об указанных фактах и принимать решение осознанно.

Валентин Каховский

Наши новости

В Украине создан "Клуб защиты журналистов"

27 февраля 2021 года

26 февраля 2021 года состоялось учредительное собрание представителей СМИ Украины и объявлено о создании "Клуба защиты журналистов".

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Конфликтные новости

В Раде бизнес-омбудсмена назвали проблемы, требующие решения

ZN.UA

15 апреля 2021 года

В Совете бизнес-омбудсмена назвали проблемы в Украине, которые требуют еще решения. Об этом говорится в сообщении СБО о результатах шестилетней работы.

Auchan потерял земельный участок и обратился за помощью к президенту

UBR.UA

15 апреля 2021 года

Земля под Одессой, которой владел Auchan, была продана на аукционе за копейки. Компания назвала сделку незаконной

Атака на "судебный Сталинград". Зачем Зеленский хочет ликвидировать суд, где оспаривают решения власти

Страна

15 апреля 2021 года

Президент внес в парламент законопроект, который предусматривает ликвидацию Окружного админсуда Киева и создание Киевского городского админсуда, который будет выполнять функции своего предшественника - рассматривать иски по решениям органов власти, зарегистрированных в Киеве.

Бывший глава «Укрзализныци» хочет восстановиться через суд и обвиняет набсовет в коррупции

Капитал

15 апреля 2021 года

Экс-глава правления АО «Укрзализныця» Владимир Жмак заявил, что и далее будет оспаривать свое увольнение из компании в суде.