Партнерство по принуждению. Несмотря на решение Высшего хозсуда, партнер держит под арестом имущество, образцово-показательного стивидора Украины

Зеркало недели

2 октября 2010 года

В украинских реалиях практически любой успешный бизнес хотя бы раз в своей истории сталкивался с необходимостью защиты от нечестных партнеров, желающих присвоить созданное и налаженное чужим трудом и интеллектом дело. О «рейдерстве» в цивилизованном понимании этого слова речь, как правило, в таких случаях не идет. Чаще всего недружественные действия подпадают под определение «силовой захват». И «силой» при этом выступают не только и не столько крепкие ребята из охранных служб, сколько прикормленные чиновники, судьи, протекция государственных и политических лидеров или… мандат народного депутата.

Достаточно ярким примером особенностей отечественного бизнес-климата стала атака недружественных бизнес-структур на одну из наиболее авторитетных на украинском рынке подсолнечного масла стивидорных компаний — «Агро-класс», которая более 10 лет успешно развивает бизнес в Бердянском морском торговом порту (БМТП). Компания построила единственный в нашей стране пищевой масляный терминал и за время своей работы стала эталоном качества в узкоспециализированном сегменте перевалки подсолнечного масла. О ее авторитете и доверии к ней иностранных партнеров свидетельствует уже тот факт, что только ее терминал продолжал отгрузку в соответствии с заключенными внешнеэкономическими контрактами в разгар скандала-2008, связанного с качеством украинского масла. (Напомним, что 28 апреля 2008 года Еврокомиссия отозвала около 40 тыс. тонн украинского подсолнечного масла с рынков ЕС в связи с обнаружением в нескольких партиях следов углеводородов и почти на год закрыла свои рынки для украинского растительного масла.)

Желание падких на чужое бизнесменов обладать этим уникальным бизнесом представить несложно. Удивительно другое — методы, которыми они пользуются для реализации своего, мягко говоря, нескромного желания. К примеру, на компанию, сильной стороной которой является качество, качество и еще раз качество во всех его проявлениях, пытались воздействовать бесконечными санитарными, экологическими и прочими проверками. И делается это с помощью запросов народного депутата Дмитрия Ветвицкого, по наводке днепропетровского ООО «Оптимус» (директор Денис Полежаев), которое ранее пыталось оставить компанию «Агро-класс» без аренды в порту и даже без ее собственности — технологического оборудования.

И если бы только это…


Национальный гарант качества

Надо сказать, что комиссии не обнаружили на терминале ни одного из заявленных нарушений, а ведь обвиняли, в числе прочего, и «в создании условий возникновения аварийных морских событий». Не зря же пользующаяся мировым авторитетом стивидорная компания «Агро-класс» имеет сертификаты качества международных стандартов ISO 14001, ISO 9001, а также сертифицирована по системе управления безопасностью продуктов питания ISO 22000.

Сегодня компания через собственный пищевой терминал обеспечивает перевалку масла на иностранные морские суда, а также выступает гарантом экспортных объемов и качества продукции.

Уникальность Бердянского масляного терминала и компании «Агро-класс» на данном рынке состоит прежде всего в его высокой технологичности и изначальной направленности на жесткий контроль качества и экспортного оформления переваливаемой продукции. «Мы единственный в Украине целенаправленный пищевой масляный терминал, — объясняет заместитель директора ООО «Агро-класс» Ирина Ласица. — У нас емкости покрыты внутри не только пищевыми красками, но и пищевыми лаками. За всю одиннадцатилетнюю историю терминала у нас ни разу не было сора в емкостях.

Иностранные судовладельцы открыто говорят, что если у них есть выбор загружаться маслом, к примеру, в Ильичевске, Херсоне или Бердянске, то суда идут с большим желанием в Бердянск, потому что после нас зачистка судовых танков практически не занимет времени (а в морских перевозках время — деньги). У нас абсолютно чистое, хорошее масло. Большинство отечественных заводов изготавливают масло на очень хорошем уровне. Грязь появляется тогда, когда начинают заводское масло смешивать с маслом кустарных маслобоен. Мы с ними не работаем».

Впрочем, успешность компании определяется не только технологичностью и экологичностью оборудования терминала. Как и всякий хорошо и надежно отлаженный бизнес, он имеет ряд секретов, технологических и организаторских новшеств и уникальных особенностей. Но главное преимущество стивидорной компании — в наработанном годами авторитете среди отечественных и зарубежных клиентов. Основной учредитель ООО «Агро-класс» — компания FLAS&K — является членом Федерации ФОСФА (FOSFA) — влиятельнейшей международной организации, объединяющей свыше 850 членов из 75 стран мира. ФОСФА является своеобразным аналогом ОПЕК, только не по нефти, а по маслу. Членство в этой организации, а также высокий авторитет среди мировых контрагентов позволяет компании вести бизнес по мировым правилам, не будучи при этом торгующей организацией.

«За год мы выдаем сертификатов FCR на 60—80 млн. долл. США, — рассказывает Ирина Ласица. — Этим документом с нашей подписью мы уведомляем, что в настоящий момент в хранилищах «Агро-класса» находится такое-то количество грузов для такой-то иностранной фирмы, на такую-то сумму. С этой минуты мы несем полную ответственность за его качество и количество, что позволяет банкам спокойно производить финансовые операции по контрактам. Мы были первыми среди портов и причалов Украины, имеющих сертификат ISO 14000. Это экологическое ISO, свидетельствующее об абсолютной экологической чистоте терминала. Выдается сертификат Швейцарией. Инспектируют крупнейшие независимые международные сюрвеерские компании. Мы работали чаще всего с швейцарской группой SGS. Приезжает комиссия, готовятся груды материалов под каждую краску, под каждый винтик, градусник. Необходимо доказать, что у нас даже рулетка покрыта пищевой краской. Конечно, это занимает много сил и времени, но зато и дает отдачу в виде доверия со стороны партнеров.

С каждой пробы масла, которую берут иностранные суда при погрузке, мы отбираем свою пробу и храним минимум полгода. И когда два года тому назад произошли события, связанные с загрязнением масла, когда остановились Ильичевск, Одесса, Херсон, Днепробужский порт, позвонившие нам голландцы спросили: «Как ваши пробы? На месте?» Мы отвечаем: «Да, на месте». После этого прилетают из «Нидеры», отбирают пробу, через два дня — «Доктор Вирвей» (Голландия), тоже отбирают пробу и увозят в Европу на экспертизу. Получают результат, что масло шикарное, и приходит танкер. В таком режиме мы работали весь май 2008 года…»


Отобрать причал вместе с оборудованием

Вероятно, успех не самого крупного, но высокотехнологичного терминала не давал спокойно спать многим менее удачливым бизнесменам. И руководству компании «Агро-класс» пришлось испытать на себе последствия их зависти. В том же 2008 году заканчивался срок аренды причалов БМТП, на которых расположен терминал. Согласно существующему законопорядку, ООО «Агро-класс» обратилось в порт с просьбой о пролонгации, порт предоставил компании письмо со своим согласием, которое было направлено в региональный фонд госимущества, и после подготовки ими всех необходимых бумаг пакет документов был направлен в Министерство транспорта Украины.

В этот момент «Агро-класс» неожиданно узнает, что ООО «Оптимус» написало свое письмо в порт с просьбой предоставить ему право участия в конкурсе на арендуемый под терминал причал. Причем «Оптимус» без каких-либо законных оснований пожелал получить причал... вместе с оборудованием, находящимся на этом причале, являющимся бесспорной собственностью ООО «Агро-класс» (чтобы пройти регистрацию в БТИ, в 2007 году оно было дополнительно узаконено еще и судом Запорожской области).

Дальше — еще интереснее. Когда «Агро-класс» начал интересоваться продвижением своих документов в Министерстве транспорта, оказалось, что в первых числах сентября Печерский суд Киева рассмотрел и удовлетворил иск, направленный ООО «Оптимус» в адрес ФГИ Украины, в котором «Оптимус» требовал запретить все действия по аренде, отдать им в аренду весь причал вместе с расположенным на нем имуществом, цинично гарантируя его использование «по назначению». При этом собственник оборудования даже не был привлечен как третья сторона в судебном деле об аренде причала. Апелляция также была решена Печерским судом в пользу ООО «Оптимус».

По словам Ирины Ласицы, в это время к собственникам ООО «Агро-класс» обратился Александр Кваша с предложением защитить интересы компании через некоторых «влиятельных» лиц. За эту услугу г-н Кваша запросил долю в размере 25% уставного капитала ООО «Агро-класс», которую он собрался приобрести на ООО «Кирасир», единоличным собственником которого в то время являлся. В случае отказа от этого «предложения» господин Кваша пообещал полностью разрушить бизнес. Учредители ООО «Агро-класс» были вынуждены в этой ситуации продать 25-процентную долю компании за условные 2,5 тыс. грн. Договор купли-продажи был заключен нотариально. Интересным для последующих событий нюансом было то, что регистрировавшая сделку нотариус была женой депутата Дмитрия Ветвицкого. Как стало понятно позднее руководству «Агро-класс», под «влиятельными» персонами г-н Кваша имел в виду директора ООО «Оптимус» Дениса Полежаева и народного депутата Дмитрия Ветвицкого.

Впрочем после перехода 25% компании в собственность Александра Кваши, ситуация с судебной тяжбой ничуть не улучшилась. Лишь когда «Агро-класс» в кассационной жалобе потребовал привлечения представителей компании хотя бы в качестве третьей стороны, «Оптимус» отказался от своих претензий.

ООО «Агро-класс» продолжил обслуживание контрактов и перевалку подсолнечного масла юго-востока Украины, платил все налоги и обратился в первую инстанцию хозяйственного суда с просьбой пролонгировать аренду. В Киеве состоялось два совещания в ФГИ Украины в свете существующих судебных разбирательств. ФГИ высказал свою твердую позицию по поводу аренды. Только после этого хозяйственный суд принял решение о признании пролонгации аренды.

Таким образом, по истечении года судебных разбирательств «Агро-класс» получает аренду, которую должен был получить автоматически, причем, похоже, не благодаря, а вопреки позиции влиятельных господ Ветвицкого и Полежаева. Но и после этого попытки заполучить контроль над успешным бизнесом не прекратились. И депутатскими запросами тут дело не ограничивалось.

Как стало известно руководству компании «Агро-класс», на сегодняшний день Александр Кваша передал свою долю ООО «Кирасир» в пользу нерезидента из офшорной зоны. Вместе с тем на собрании участников «Агро-класса» со стороны «Кирасира» присутствовали два юриста (юрист господина Ветвицкого и ООО «Оптимус»), что косвенно указывает на фактических собственников компании «Кирасир».


Первая в Бердянске атака офиса

Силовое давление на компанию «Агро-класс» развивалось по типичному для нашей страны сценарию. Хотя для Бердянска это был чуть ли не первый случай рейдерства. 27 августа текущего года была предпринята попытка силового захвата офиса предприятия «Агро-класс». Штурм предприятия неустановленными лицами крепкого телосложения начался около полудня и продолжался до двух часов ночи. Только благодаря оперативному вмешательству службы безопасности порта проникнуть в офис компании налетчикам так и не удалось. Впрочем, они все же успели сломать входные двери, выломать домофон и нанести телесные повреждения секретарю — пожилой, но самоотверженной женщине, оказавшейся единственной сотрудницей компании, находящейся в офисе.

Как выяснилось позже, официально налет представлял собой визит сотрудника Государственной исполнительной службы Бердянского городского районного управления юстиции, которому было поручено исполнить определение суда о применении мер пресечения, вынесенное судьей Хозяйственного суда Запорожской области Татьяной Азизбекян. Она постановила истребовать от ООО «Агро-класс» путем изъятия оригиналы документов начиная с 2008 года и передать их в Хозяйственный суд Запорожской области, якобы для осуществления аудиторской проверки (последняя аудиторская проверка была проведена известной и авторитетной киевской компанией в июне 2010 года). Все затребованные бумаги руководство стивидорной компании, спешно вернувшееся из командировки, передало исполнителю в понедельник уже в спокойной обстановке, без присутствия боевиков.

По словам представителей ООО «Агро-класс», упомянутое определение суда вынесено с грубыми нарушениями процессуального законодательства и было лишь звеном в цепи заведомо неправосудных процессуальных актов, принимаемых судьей Азизбекян в отношении компании. «Такого беспредела я еще не видела и даже не слышала, — возмущается Ирина Ласица. — Суд фактически берет на себя функции, относящиеся к исключительной компетенции собрания учредителей компании. Нас даже не приглашали на судебные заседания, не выслушивали нашу сторону. В правовом государстве, о котором мы сегодня говорим, такое вообще невозможно».


Арест имущества, стоп регистратору

В настоящее время ООО «Агро-класс» по-прежнему втянуто в судебные разбирательства с ООО «Кирасир». Более того, по просьбе партнера-истца судья Т.Азизбекян своим определением наложила арест на основные средства, недвижимое имущество, акции и корпоративные права, принадлежащие ООО «Агро-класс», а также запретила регистратору проводить регистрационные действия, связанные с исключением «Кирасира» из состава участников ООО «Агро-класс» и проведением в связи с этим государственной регистрации новой редакции устава.

Еще в июне Высший хозяйственный суд отменил данное судебное определение. Однако старший государственный исполнитель ОГИС Бердянского межрайонного управления юстиции Запорожской области И.Смирнова до сих пор не вынесла постановления о закрытии исполнительного производства. Прокомментировать сложившуюся ситуацию руководство Хозяйственного суда Запорожской области категорически отказалось.

На сегодняшний день стивидорной компании «Агро-класс» приходится работать, обслуживая экспортные контракты, обеспечивая и гарантируя качество украинского подсолнечного масла перед иностранными покупателями, и одновременно бороться с партнерами (явными и скрытыми в офшорах), которых и врагу не пожелаешь.

Впрочем уставом компании предусмотрен способ избавления от такого навязанного партнерства — общее собрание членов ООО. Потому что выбирать себе партнеров — дело участников и учредителей компании, и суд не имеет права их навязывать.

Комментарии

Николай Ильин, и.о. начальника Бердянского морского торгового порта:

— Приостановка деятельности ООО «Агро-класс» даже на короткий период чревата серьезными потерями для порта. И по грузопотоку, и по портовым сборам. С учетом того, что порт не молод, оборудование устаревшее, данные потери могут привести к задержкам с зарплатами, недовыплатам налогов в бюджет. Можно будет забыть и о прочистке канала, дноуглубительных работах.

Елена Пономаренко, начальник отдела Бердянской налоговой инспекции:

— ООО «Агро-класс» — добросовестный налогоплательщик, по результатам его деятельности видно, что предприятие даже в непростых экономических условиях работает стабильно. У нас с ним уже давно налажены партнерские взаимоотношения. Мы видим динамичный рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Это ведущее предприятие в своей отрасли. Например, в прошлом году от плательщика поступило более
6 млн. грн. НДС и налога на прибыль — достаточно ощутимые цифры для нашего региона. Налоговая нагрузка (отношение уплаченных налогов к валовому доходу) у плательщика порядка 11%. Это уникальная цифра, поскольку сегодня добросовестным плательщик считается уже при нагрузке в 1%. Удельный вес налоговых поступлений компании значительно превышает поступления всех остальных предприятий Бердянского района.

Елена Спирина, первый заместитель начальника регионального фонда госимущества по Запорожской области:

— ООО «Агро-класс» зарекомендовало себя как добросовестный арендатор. Никаких нарушений договора у нас за все время зарегистрировано не было. За последние пять лет от компании поступило около 2 млн. грн. арендной платы. Для нас это очень удачный арендатор. Пока договор аренды причалов Бердянского морского порта с ООО «Агро-класс» действующий и, естественно, никто не имеет права на аренду их имущества.

Справка

Стивидорские услуги — услуги по погрузке и выгрузке судов, осуществляемые специализированными фирмами или организациями. В зависимости от условий фрахтования судна, стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.

FCR — Forwarders Certificate of Receipt (FIATA Document) экспедиторская расписка о приеме груза.

ФИАТА (FIATA) — Международная федерация экспедиторских ассоциаций, Цюрих.

ФОСФА (FOSFA — The Federation of Oils, Seeds and Fats Associations) — Федерация ассоциаций торговли маслами, масляными продуктами и жирами, влиятельная международная организация, она объединяет свыше 850 членов из 75 стран мира, которые связаны с торговлей маслами и жировой продукцией. Эта организация известна своей работой по подготовке типовых форм договоров, которые используются в торговой практике, а также своим Арбитражем, который действует на постоянной основе в Лондоне и рассматривает дела в соответствии с положениями английского и международного коммерческого права.

Артем СВЯТНЕНКО (Киев—Бердянск—Запорожье—Киев)

Наши новости

В Украине создан "Клуб защиты журналистов"

27 февраля 2021 года

26 февраля 2021 года состоялось учредительное собрание представителей СМИ Украины и объявлено о создании "Клуба защиты журналистов".

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Конфликтные новости

В Раде бизнес-омбудсмена назвали проблемы, требующие решения

ZN.UA

15 апреля 2021 года

В Совете бизнес-омбудсмена назвали проблемы в Украине, которые требуют еще решения. Об этом говорится в сообщении СБО о результатах шестилетней работы.

Auchan потерял земельный участок и обратился за помощью к президенту

UBR.UA

15 апреля 2021 года

Земля под Одессой, которой владел Auchan, была продана на аукционе за копейки. Компания назвала сделку незаконной

Атака на "судебный Сталинград". Зачем Зеленский хочет ликвидировать суд, где оспаривают решения власти

Страна

15 апреля 2021 года

Президент внес в парламент законопроект, который предусматривает ликвидацию Окружного админсуда Киева и создание Киевского городского админсуда, который будет выполнять функции своего предшественника - рассматривать иски по решениям органов власти, зарегистрированных в Киеве.

Бывший глава «Укрзализныци» хочет восстановиться через суд и обвиняет набсовет в коррупции

Капитал

15 апреля 2021 года

Экс-глава правления АО «Укрзализныця» Владимир Жмак заявил, что и далее будет оспаривать свое увольнение из компании в суде.