Фейки – часть глобальных информационных войн

Кто, как и с какой целью внедряет фальшивые новости в медиа-пространство? Об этом рассказали эксперты в ходе видеомоста Кишинев — Москва —Минск — Ереван.

 

КИШИНЕВ, 15 дек — Sputnik. Современные информационные войны – это один из видов вооруженных конфликтов, которые ведутся между государствами. Об этом заявил в ходе дискуссии один из участников видеомоста профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Манойло.

Участники видеомоста Москва - Кишинев - Минск - Ереван
© SPUTNIK

 


"Каждая информационная война – это особый вооруженный конфликт, который в отличие от традиционных войн может вестись и в мирное время, поскольку сегодня нет норм международного права, которые ограничивали бы применение агрессивных информационных методов воздействия и информационного оружия", — сказал Манойло.

По его словам, такого рода войны состоят из информационных операций, а те, в свою очередь, это оперативные комбинации, сочетающие в себе методы информационного воздействия, оперативно-агентурного воздействия, и оперативных мероприятий на каналах открытых телекоммуникационных сетей.

"Это те самые оперативные комбинации, которыми очень любят заниматься различные разведки всего мира. И как правило, если речь идет об информационной операции, за ее спиной всегда стоит иностранная разведка, то есть спецслужба какого-то государства", — уточнил эксперт.

 

Эффективный инструмент
Фейки же, по его словам, — "один из инструментов этих информационных операций, а фейковая информация или фейкньюс — это заведомо ложная информация, либо информация, вырванная из контекста происходящих событий резонансного характера, единственная цель которой создание ажиотажа".

Профессор отметил, что очень часто ажиотаж создается на пустом месте фейками — этим они и опасны.

Создав ажиотаж, фейки не просто могут вызвать панические настроения или реакции в обществе, они перехватывают информационную повестку и начинают ее диктовать широким массам населения.


Абсолютное оружие

"В последнее время фейки практически все без исключения стали вирусными, то есть они приобрели вирусный характер, апеллируют к эмоциям, а не к разуму, поэтому очень быстро устанавливают контроль над людьми, которые переходят в состояние эмоционального возбуждения под воздействием той или иной резонансной информации, причем возбуждаются от нее быстрее, чем появляется мысль о том, что эту информацию вообще надо бы проверить и сопоставить с фактами", — сказал специалист.
Мануйло отметил, что после того победы Дональда Трампа на выборах президента США в 2016 году фейковые новости соединились с вирусными технологиями их распространения, а основным его механизмом стало эмоциональное заражение.

"Фейки стали абсолютным оружием. Против них практически нет противоядий. Никто не знает, как с ними бороться. Но мы буквально в последнее время выработали технологию, которая позволяют эти фейки вскрывать, разоблачать, и перехватывать у них сначала информационную повестку, а затем и оперативное управление. Одним из элементов этой технологии является платформа vbrosam.net", -— подчеркнул спикер.


О всплеске фейковых новостей
В свою очередь участник информационных операций КГБ СССР за рубежом Анатолий Петренко рассказал о том, какие цели преследуют авторы дезинформации.

"Одной из задач вбросов на уровне фейков является как раз то, чтобы создать некую первичную информационную волну, заразив ею в том числе и СМИ, которые, ссылаясь на источники, порой достаточно уважаемые, могли бы их тиражировать. Это, подчеркну, обращение к эмоциям — фейки все эмоционально заряжены. В них содержатся полный набор известных манипуляторных техник", — сказал Петренко.
"Фейки 2020 года, — продолжил он, — я бы подразделил, во-первых на русофобские, во-вторых — антипутинские и прочие по принадлежности. Но каждый фейк содержит в себе достаточно ложную информацию, поданную весьма своеобразно со ссылкой на некие авторитеты, которые в массе своем мало известны публике".

Одна из задач противодействия и разоблачения фейков, по словам эксперта, заключается в том, чтобы читатель мог получить альтернативную информацию, основанную на привлечении достоверных источников.


Эффективность информационных спецопераций
Аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, известный также как блогер Colonel Cassad, отвечая на вопрос об особенностях фейк-ньюс последних лет, в частности сказал, что 2020 год вряд ли может дать явного победителя в номинации "эффективный борец с дезинформацией ", потому что практически все крупные игроки имели как крупные успехи в разоблачении дезинформационных мероприятий, оппонентов и их конкурентов, так и серьезные ошибки.


"Например, в США в пылу борьбы с российской дезинформацией и разоблачением российских шпионов совершались просто чудовищные информационные "самострелы ". Даже в самих США крутили пальцем у виска. С другой стороны, мы видели достаточно успешные информационные мероприятия британских спецслужб, которые, несмотря на всю абсурдность всех историй, связанных с "Новичком", достаточно успешно показывают этот сериал, который пользуется большой популярностью в евроатлантических структурах и странах, где эти структуры господствуют ", — отметил аналитик.

Он подчеркнул, что Россия в этом плане, несмотря на то, что она, по понятным причинам, высмеивает уровень этого сериала, находится в положении защищающейся страны, вынуждена действовать реактивно на такие истории как расследование, например, преступления австралийских солдат в Афганистане, которое стало запалом для целой серии скандалов, в том числе недавний конфликт с Китаем по поводу трактовки этих событий.

 

Человеческий фактор и системная работа
По его словам, в этой информационной войне используются как собственные возможности и инструменты для ее ведения, так и ошибки оппонентов.

"Безошибочно ее никто не ведет. Ошибаются и США, и Великобритания, и Россия. Информационной работой занимаются обычные люди, а безошибочно люди не работают. Так или иначе всегда есть человеческий фактор – люди совершают ошибки, как на уровне управленческом, так и на уровне исполнителей", — уверен эксперт.



По его словам , хотелось бы, чтобы Россия всегда себя эффективно позиционировала на мировой арене, эффективно и элегантно ставила на свое место оппонентов, разоблачала фейки, но так бывает не всегда.

"Мы знаем, как успешные действия России, так и неуспешные. Это же касается и других стран. Берем и Белоруссию, где, с одной стороны, в начале событий, связанных с попытками свержения Лукашенко, информационная кампания была властями практически полностью проиграна, совершались чудовищные информационные ошибки, "самострелы", — но постепенно ситуация выправилась и сейчас на фоне того, как работают государственные медиа Белоруссии, мы видим целую череду информационных ошибок со стороны белорусской оппозиции, которая себя постепенно дискредитирует. Определенные события все-таки меняют соотношение этих побед и поражений, и Белоруссия наглядный тому пример", -— сказал Рожин.


Имидж страны
Он подчеркнул, что оценивать эффективность информационного воздействия необходимо не по каким-то отдельным фейкам, а по системной работе.

"Комплексная системная работа в течение длительного времени по информационному противодействию или информационная работа с собственными нарративами приносит либо позитивные результаты, когда страна начинает лучше позиционировать себя в мире, либо негативные, когда государство даже для собственных граждан начинает выглядеть очень подозрительно, подчиняясь тем нарративам, которые ей навязаны извне", — подчеркнул эксперт.

 

Евгений Паскарь

 

 


Наши новости

В Украине создан "Клуб защиты журналистов"

27 февраля 2021 года

26 февраля 2021 года состоялось учредительное собрание представителей СМИ Украины и объявлено о создании "Клуба защиты журналистов".

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Конфликтные новости

Верховная Рада поддержала второй антирейдерский законопроект

АиФ-Украина

16 апреля 2021 года

Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект № 3774 относительно усовершенствования механизма противодействия рейдерству.

В Раде бизнес-омбудсмена назвали проблемы, требующие решения

ZN.UA

15 апреля 2021 года

В Совете бизнес-омбудсмена назвали проблемы в Украине, которые требуют еще решения. Об этом говорится в сообщении СБО о результатах шестилетней работы.

Auchan потерял земельный участок и обратился за помощью к президенту

UBR.UA

15 апреля 2021 года

Земля под Одессой, которой владел Auchan, была продана на аукционе за копейки. Компания назвала сделку незаконной

Атака на "судебный Сталинград". Зачем Зеленский хочет ликвидировать суд, где оспаривают решения власти

Страна

15 апреля 2021 года

Президент внес в парламент законопроект, который предусматривает ликвидацию Окружного админсуда Киева и создание Киевского городского админсуда, который будет выполнять функции своего предшественника - рассматривать иски по решениям органов власти, зарегистрированных в Киеве.