Бандитская дисциплина, именная водка и умерший Путин: как выбирали в 90-х

Приметой нашего времени стало то, что и политологи, и журналисты, и просто «офисный планктон» в один голос сетуют на то, что предвыборная кампания в этом году на редкость скучная. Специально для тех, кто заскучал, редакция NDNews.ru опросила экспертов, которые помнят выборы 1990-х годов.

 Предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересными примерами и подумать – со всеми ли из них вы хотели бы столкнуться в сегодняшней жизни.

 

О пользе знания местного менталитета

Поучительную историю о том, как важно политтехнологу понимать электорат той территории, в которой он работает, рассказал NDNews.ru политолог Олег Матвейчев. По его словам, случилось это в 1999 году в Комсомольске-на-Амуре, во время очередных выборов в Госдуму. Один из кандидатов нанял себе московских политтехнологов. И они придумали, как им казалось, страшно «черную» технологию: в ночь на воскресенье, день выборов, отправили в город несколько машин с громкоговорителями, которые всю ночь ездили по улицам и громко призывали голосовать за Шпорта – кандидата соперников. Расчет был на то, что люди, которым помешали спать, ужасно разозлятся и ни за что за него не проголосуют.

В штабе Шпорта было созвано экстренное совещание. Долго думали, что делать: жаловаться в милицию? Идти в избирком, пытаться снять кандидата соперников? Выслать следом другие машины, которые будут ездить и объяснять, что «это не мы?» Но нашелся в штабе один местный аксакал, еще из комсомольских работников, который сказал: «Не надо ничего делать. Народ у нас дисциплинированный. Как им сказали, так они и проголосуют». Надо учитывать менталитет хабаровчан: многие из них либо бывшие комсомольские активисты, либо, наоборот, люди, связанные с криминалом. То есть те, кто склонен действовать по указанию авторитетов. И на следующий день все они прошли на избирательные участки, и Шпорт стал депутатом. А с 2009 года он – губернатор Хабаровского края.

Другой Путин

Технология использования на выборах двойников не нова и вовсю применяется и в наше время. Но один из легендарных подобных случаев произошел в 1999 году в Свердловской области. Как рассказал NDNews.ru политолог Евгений Минченко, в Госдуму был выдвинут кандидат по фамилии Путин. «Главная задача его штаба заключалась в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах его никому не показывать, даже отправили его отдыхать куда-то на юга», – рассказал эксперт. Уличная агитация выходила в виде слоганов без указания инициалов, вроде «Поддержим Путина», «Голосуем за Путина». И опросы показывали, что у кандидата высокий рейтинг. Конкуренты подняли волну «чернухи»: начали выпускать от его имени листовки, где он якобы разъяснял, что он не только «не тот» Путин, но еще и не поддерживает первого. Ближе к выборам конкуренты пошли еще дальше – заявили о том, что Путин умер, и даже выпустили листовку с его якобы могилой. Однако при всем при этом по итогам голосования двойник Путина все равно набрал более 4% голосов.

Запугивание избирателей

Одной из самых зловещих «технологий» 1990-х любил пользоваться печально известный уральский рейдер Павел Федулев, в настоящее время отбывающий длительный тюремный срок. Как вспоминает Олег Матвейчев, Федулев действовал следующим образом: когда ему надо было продвинуть своего кандидата в думу какого-нибудь муниципалитета, он посылал своих «бойцов» хулиганить и громить магазины на этой территории, заявляя при этом, что они – люди кандидата-соперника Федулева. До смерти перепуганные избиратели от страха голосовали за ставленника Федулева в надежде, что он их защитит. К счастью, подобные «методы» ушли в прошлое.

Именная продукция

Довольно распространенным явлением в 90-е был выпуск кандидатами «именных» продуктов – спиртных напитков, сигарет, других товаров. Доходило до анедоктичных ситуаций. Как вспоминает политолог Анатолий Гагарин, в одном из уральских муниципалитетов один кандидат выпустил водку со своим именем, а другой – – полиэтиленовые пакеты, также со своим именем. И получилось так, что в магазинах водку одного кандидата заворачивали в пакет с именем другого. «Сейчас такое невозможно представить, потому что кандидатам запрещено выпускать «именную» продукцию», – отметил эксперт.

С Анатолием Гагариным не согласен его коллега Константин Киселев: «Все это продолжается по сей день! Недавно у меня на одной конференции украли пачку сигарет «Жириновский». Организаторы стали думать, как компенсировать потерю, и выяснили, что ЛДПР по-прежнему их выпускает – и сигареты, и одеколон. Дело в том, что кандидатами члены партии являются всего пару месяцев, а во все остальное время они вольны выпускать любую продукцию».

Лицо авторитетного товарища

С последними изменениями в избирательное законодательство, запрещающими использовать на агитках изображения людей, не являющихся кандидатами, ушел в прошлое еще один популярный прежде прием, о котором также рассказал Евгений Минченко: «В прошлом нередко бывали случаи использования чужих образов на агитках – тогда это еще было не запрещено. Например, один кандидат в депутаты из Екатеринбурга как-то разместил на своих листовках фотографию мэра Аркадия Чернецкого, в то время имевшего высокий рейтинг. Ему говорили: «Но ведь Чернецкий тебя не поддерживает!», а он отвечал: «Ну и что! Зато я его поддерживаю!»

Слоганы

Рассказ о популярных агитационных приемах был бы неполным без упоминания о слоганах. Приводим несколько характерных примеров.

Анатолий Гагарин: «Кампания Евгения Ройзмана в Госдуму прошла под слоганом «Сила в правде», навеянным фильмом «Брат-2». Сначала все ругали этот слоган, но оказался очень удачным».

Константин Киселев: «На Урале был слоган, который однозначно достоин включения в учебники. Когда в губернаторских выборах в начале 1990-х участвовали Алексей Страхов и Эдуард Россель, команда Росселя запустила слоган «Голосуй не за страх, а за совесть!». Выборы Россель выиграл. Еще один удачный пример был однажды на выборах мэра Среднеуральска – там выдвигался кандидат по фамилии Злодеев. Он выиграл выборы под лозунгом «Всех злодеев победит!». Технологи Валентины Исаевой – кандидата в мэры Нижнего Тагила на выборах 2008 года – учли менталитет местного населения. Ее штаб сделал ставку на то, что «суровые тагильские мужики», каждый десятый из которых побывал в местах не столь отдаленных, в чем-то сентиментален. Педагог по образованию Валентина Исаева пошла на выборы под лозунгом «Городу нужна мама!» – и победила.


Новый День, Евгения Вирачева, Валентина Ярославцева


Наши новости

В Украине создан "Клуб защиты журналистов"

27 февраля 2021 года

26 февраля 2021 года состоялось учредительное собрание представителей СМИ Украины и объявлено о создании "Клуба защиты журналистов".

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Конфликтные новости

Глобальная деанонимизация. Владельцев биткоин-кошельков будут знать поименно

UBR.UA

31 июля 2021 года

Участники криптовалютного рынка не готовы раскрывать свои имена и бегут с бирж

С криптовалютной биржи Binance вовсю выводят криптовалюту. Только за 27-28 июля с площадки "ушло" порядка $1,6 млрд.

Скрыть коррупционные доходы станет еще сложнее. Центр противодействия коррупции запустил скоринг

Finance.UA

31 июля 2021 года

Центр противодействия коррупции запустил скоринг, позволяющий оценить коррупционные риски в активах публичных деятелей.

Об этом сообщила пресс-служба Министерства цифровой трансформации на странице в Facebook.

К чему приводит приватизация даже 100% акций предприятия без учета земли

Зеркало недели

31 июля 2021 года

Покупатель приобретает право обратиться за правом на получение права платного пользования земельным участком или права собственности

Сторонник Порошенко призвал "ликвидировать" журналистов "Страны"

Страна

30 июля 2021 года

Бывший вице-президент "Энергоатома" Александр Ковтуненко предложил "ликвидировать" работников редакции "Страны". Об этом он написал в комментариях на Facebook.