Технологии на выборах: почему не сработали самые громкие пиар-кампании

Вести

29 октября 2015 года

В тренде было формирование семейных кругов и подкуп, а вот черный пиар и обилие рекламы не дали эффекта

 
Идеологию победили технологии — таков главный вывод, который можно сделать по результатам этих выборов.

Как говорят эксперты, использование кандидатами парламентских месседжей о повышении пенсии, контрактной армии и т. д. не принесло результата, зато создание «сеток», пирамид и выход кандидатов «в поле» — сработали.


Лозунги уступили место пирамидам

Пиар, лозунги и яркая реклама уступили место профессиональным агитаторам. «Это не только люди в палатках. Выиграли те, кто устраивал поквартирные обходы, встречи во дворах, «пирамиды» (приведи товарища на избирательный участок — получи бонус)», — рассказал «Вестям» политтехнолог Дмитрий Раимов.

В столице и больших городах остались от Партии регионов базы для обзвонов колл-центрами, «схемы Черновецкого», когда работали сетки бабушек, агитировавших в своих домах.

«На моем округе в Запорожье одна из партий использовала метод «семейного круга» — это сетка, руководитель ячейки получал 400–1200 грн в зависимости от количества людей, приведенных на участок», — пояснила основатель компании SIC Group Ukrainе, технолог Екатерина Одарченко.

По ее словам, в день выборов те же бригадиры стали официальными наблюдателями на участках и «журналистами», что позволило им легально следить за голосованием. Схема принесла восемь процентов, при этом трат на внешнюю рекламу почти не было, заключила Одарченко.

Неплохо работал метод «результат прямо сейчас»: кандидат собирает 50 подписей за установку детской площадки и номера телефонов, по которым колл-центр делает «контрольный обзвон» перед выборами.

Пенсионерам в регионах вручали продуктовые «подарки» до выборов и по факту, давали и деньги.

«При этом ставки были низкими, как никогда: в депрессивных областях голоса продавали за бесценок, порог опустился до 50 грн/голос. Так низко не платили еще никогда», — отмечает Одарченко.
Вместе с тем эффективность показала работа «в поле». Оказалось, люди очень ценят, когда с ними общается обученный и «заряженный» агитатор, потом их приглашают на встречу с кандидатом в мэры, а после — привлекают к сбору подписей. И все это бесплатно, выдает партийные приемы наша собеседница.

Черный пиар больше не работает

Черный пиар не сработал, хоть прецеденты были: партию Видродження в Харькове технологи-«умельцы» изобразили в качестве ведра Жени, «запущенного» на орбиту (в итоге партия победила), а одному из кандидатов в мэры Днепропетровска приделали «пятачок» на билборде.

«Это уже не работает — все равно, что втихаря портить соседский коврик под дверью. Вообще, нынешняя кампания была максимально скучной: ни тебе войны компроматов, ни жестких уголовных дел (Свобода не в счет), ни громких вбросов, — аргументирует Раимов.

По его мнению, самое яркое событие — попытка штабистов Борислава Березы вбросить самим себе информацию об отсутствии у кандидата диплома о высшем образовании, чтобы он показал этот диплом в прямом эфире.

Кампания была блеклой

Внешняя агитация, пусть даже яркая, также была лишена особых смыслов.

«То, что подходы и образы, примененные штабами, сработали 10 лет назад, вовсе не значит, что они актуальны сегодня. С целевой аудиторией нужно говорить на волнующие ее темы. А украинцы за последние два года прошли через слом, стали другими», — рассказал «Вестям» глава Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник.

Смерти, потерянные территории, разорванные связи, крушение иллюзий не нашли отражения на билбордах ни у единого кандидата, поясняет он.

Кампания была блеклой, традиционной: точно так же мы рекламируем зубную пасту, резюмировал специалист по рекламе.
Более того, у некоторых участников кампания была столь агрессивной, что в конечном счете это даже навредило. Классический пример — столичный кандидат Сергей Думчев и его Рух за реформы. Он стартовал раньше всех (первые билборды и публикации в прессе появились еще в апреле-мае), к апогею кампании наводнил рекламой весь Киев, но показал скромный результат в пределах трех процентов.

«Его проблема — равно как и проблема Натальи Королевской с Украиной — вперед! и Сергея Тигипко с Сильной Украиной — избыточное финансирование. Когда приходишь в бар и пьешь на чужие деньги, наличность не считаешь — в какой-то момент рекламы стало слишком много, и избирателя начало от нее буквально воротить», — считает Раимов.

Важно, как подсчитают

Однако самые важные технологии выборов, по мнению экспертов, применяются прямо сейчас — отталкиваясь от сталинского «…важно, как подсчитают».

«В округах идет война в наперстки: ряд партий и кандидатов, которые шли на выборы, отдавая себе отчет в низком рейтинге (допустим, социология отдавала им 2–3%), при финальных подсчетах набирают всего 0,5–1%. Это участники-доноры, сейчас множество людей бегает по стране, договариваясь, сколько голосов и кому можно «слить» аккуратно и без скандала», — сообщил «Вестям» управляющий партнер агентства конфликтного пиара PR i Z Захар Чистяков. 

 

Тарас Козуб

Наши новости

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Вебинар с Верховным Судом. Принципы административного судопроизводства

16 июня 2020 года

Ассоциация юристов Украины предоставляет возможность дополнительной встречи с некоторыми судьями

Конфликтные новости

Суд открыл дело о банкротстве ДП “Ритейл Центр”, который владеет сетью “Фуршет”

retailers.ua

22 января 2021 года

18 января 2021 года Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства Дочернего предприятия “Ритейл Центр”, который владеет розничной сетью “Фуршет”. Требования кредиторов принимаются до 16 февраля 2021 года

СБУ назвала причину обысков в «Киевводоканале»

Капитал

21 января 2021 года

Служба безопасности Украины подтвердила, что проводит следственные действия в главном офисе Киевводоканала. Правоохранители расследуют взяточничество.

В Киеве протестуют у Офиса противодействия рейдерству

Корреспондент.net

21 января 2021 года

В Киеве сегодня, 21 января, проходит акция протеста возле Офиса противодействия рейдерству. Об этом сообщает Телегреам-канал PavlovskyNews.

Бахматюк обвинил Сытника в уничтожении 37 предприятий и 13 000 рабочих мест

UBR.ua

21 января 2021 года

Из-за полуторагодичного давления со стороны НАБУ один из крупнейших агрохолдингов Украины был вынужден полностью остановить производство на 37 предприятиях, а 13 тысяч работников потеряли работу.