Технологии на выборах: почему не сработали самые громкие пиар-кампании

Вести

29 октября 2015 года

В тренде было формирование семейных кругов и подкуп, а вот черный пиар и обилие рекламы не дали эффекта

 
Идеологию победили технологии — таков главный вывод, который можно сделать по результатам этих выборов.

Как говорят эксперты, использование кандидатами парламентских месседжей о повышении пенсии, контрактной армии и т. д. не принесло результата, зато создание «сеток», пирамид и выход кандидатов «в поле» — сработали.


Лозунги уступили место пирамидам

Пиар, лозунги и яркая реклама уступили место профессиональным агитаторам. «Это не только люди в палатках. Выиграли те, кто устраивал поквартирные обходы, встречи во дворах, «пирамиды» (приведи товарища на избирательный участок — получи бонус)», — рассказал «Вестям» политтехнолог Дмитрий Раимов.

В столице и больших городах остались от Партии регионов базы для обзвонов колл-центрами, «схемы Черновецкого», когда работали сетки бабушек, агитировавших в своих домах.

«На моем округе в Запорожье одна из партий использовала метод «семейного круга» — это сетка, руководитель ячейки получал 400–1200 грн в зависимости от количества людей, приведенных на участок», — пояснила основатель компании SIC Group Ukrainе, технолог Екатерина Одарченко.

По ее словам, в день выборов те же бригадиры стали официальными наблюдателями на участках и «журналистами», что позволило им легально следить за голосованием. Схема принесла восемь процентов, при этом трат на внешнюю рекламу почти не было, заключила Одарченко.

Неплохо работал метод «результат прямо сейчас»: кандидат собирает 50 подписей за установку детской площадки и номера телефонов, по которым колл-центр делает «контрольный обзвон» перед выборами.

Пенсионерам в регионах вручали продуктовые «подарки» до выборов и по факту, давали и деньги.

«При этом ставки были низкими, как никогда: в депрессивных областях голоса продавали за бесценок, порог опустился до 50 грн/голос. Так низко не платили еще никогда», — отмечает Одарченко.
Вместе с тем эффективность показала работа «в поле». Оказалось, люди очень ценят, когда с ними общается обученный и «заряженный» агитатор, потом их приглашают на встречу с кандидатом в мэры, а после — привлекают к сбору подписей. И все это бесплатно, выдает партийные приемы наша собеседница.

Черный пиар больше не работает

Черный пиар не сработал, хоть прецеденты были: партию Видродження в Харькове технологи-«умельцы» изобразили в качестве ведра Жени, «запущенного» на орбиту (в итоге партия победила), а одному из кандидатов в мэры Днепропетровска приделали «пятачок» на билборде.

«Это уже не работает — все равно, что втихаря портить соседский коврик под дверью. Вообще, нынешняя кампания была максимально скучной: ни тебе войны компроматов, ни жестких уголовных дел (Свобода не в счет), ни громких вбросов, — аргументирует Раимов.

По его мнению, самое яркое событие — попытка штабистов Борислава Березы вбросить самим себе информацию об отсутствии у кандидата диплома о высшем образовании, чтобы он показал этот диплом в прямом эфире.

Кампания была блеклой

Внешняя агитация, пусть даже яркая, также была лишена особых смыслов.

«То, что подходы и образы, примененные штабами, сработали 10 лет назад, вовсе не значит, что они актуальны сегодня. С целевой аудиторией нужно говорить на волнующие ее темы. А украинцы за последние два года прошли через слом, стали другими», — рассказал «Вестям» глава Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник.

Смерти, потерянные территории, разорванные связи, крушение иллюзий не нашли отражения на билбордах ни у единого кандидата, поясняет он.

Кампания была блеклой, традиционной: точно так же мы рекламируем зубную пасту, резюмировал специалист по рекламе.
Более того, у некоторых участников кампания была столь агрессивной, что в конечном счете это даже навредило. Классический пример — столичный кандидат Сергей Думчев и его Рух за реформы. Он стартовал раньше всех (первые билборды и публикации в прессе появились еще в апреле-мае), к апогею кампании наводнил рекламой весь Киев, но показал скромный результат в пределах трех процентов.

«Его проблема — равно как и проблема Натальи Королевской с Украиной — вперед! и Сергея Тигипко с Сильной Украиной — избыточное финансирование. Когда приходишь в бар и пьешь на чужие деньги, наличность не считаешь — в какой-то момент рекламы стало слишком много, и избирателя начало от нее буквально воротить», — считает Раимов.

Важно, как подсчитают

Однако самые важные технологии выборов, по мнению экспертов, применяются прямо сейчас — отталкиваясь от сталинского «…важно, как подсчитают».

«В округах идет война в наперстки: ряд партий и кандидатов, которые шли на выборы, отдавая себе отчет в низком рейтинге (допустим, социология отдавала им 2–3%), при финальных подсчетах набирают всего 0,5–1%. Это участники-доноры, сейчас множество людей бегает по стране, договариваясь, сколько голосов и кому можно «слить» аккуратно и без скандала», — сообщил «Вестям» управляющий партнер агентства конфликтного пиара PR i Z Захар Чистяков. 

 

Тарас Козуб

Наши новости

Киевстар защищает конфиденциальность данных клиентов и обжалует решение АМКУ о наложении штрафа

28 ноября 2017 года

24 ноября 2017 АМКУ опубликовал информацию о принятии решения о наложении штрафа на Киевстар в размере 54 тыс за не предоставление информации.

Организация управления земельным банком компании: как обезопасить основной производственный актив

10 апреля 2017 года

Слить топливо, подменить удобрения, сэкономить семена - это так, мелочи, хотя и такое воровство наносит заметный ущерб агрокомпании. Бывают и более серьезные случаи: намеренное внесение изменений в земельные карты с целью "отхватить" часть чужой земли, юридически неправомерное оформление аренды земли, вмешательство в государственные реестры и замена владельца.

Юристы обсудят принудительный выкуп акций миноритариев

15 февраля 2017 года

16 февраля, состоится открытая дискуссия: «Законопроект № 2302а-д: экспертиза и подготовка ко второму чтению», организованная Комитетом АЮУ по корпоративному праву.

Аграрный сектор Украины как поле битвы юристов

26 сентября 2016 года

Земля, украинские черноземы, луга, небольшие земельные участки - все эти объекты в последнее время становятся местом боевых действий. Новости на аграрных сайтах действительно напоминают сводки военных времен

Конфликтные новости

У Главы Госслужбы занятости прошел обыск

Корреспондент

18 января 2018 года

В Госслужбе занятости прошел обыск. Обыскивали кабинет исполняющего обязанности главы учреждения. В ГПУ пока не подтверждают и не комментируют ситуацию.

Новый закон о приватизации: восемь новшеств

АНТИКОР

18 января 2018 года

Документ заточен на привлечение в страну иностранных инвестиций — всех, кроме российских, а центр решения споров переносится из Киева в Стокгольм

В Украине не расследуются преступления против журналистов - Human Rights Watch

Подробности

18 января 2018 года

Международная правозащитная организация Human Rights Watch заявляет о ненадлежащем расследовании украинскими властями преступлений против журналистов.

Украина продает единственный фарфоровый завод

Капитал

18 января 2018 года

Государственное предприятие СЕТАМ выставило на продажу Дружковский фарфоровый завод (Донецкая область), который является единственным производителем фарфора на территории Украины.