Партии потратили на выборы 5 миллиардов гривен

Вести

19 ноября 2014 года

Эксперты уверяют, что реальные траты в 6 раз выше

Партии озвучили суммы, потраченные на избирательную кампанию. Если исходить из цифр, предоставленных штабами ЦИКу, всем партиям скопом политическая агитация обошлась в 674 млн 452 тысячи гривен. Цифра еще может измениться, хоть и несущественно — в общем списке пока не появились данные от Конгресса украинских националистов и «Громадянського руху».

 

Истратили все до копейки

На этих выборах сумму, которую партия могла потратить на агитацию, ограничили 110 миллионами гривен. Вплотную к ней подошли «Батькивщина» и «Оппозиционный блок», а Блок Петра Порошенко и «Народный фронт» потратили чуть менее 100 млн. «Сильная Украина» почти догнала по бюджету радикалов Олега Ляшко (60 и 69 млн соответственно). «Ограничение обходили, оплачивая, например, билборды со счетов мажоритарных кандидатов, — рассказали «Вестям» в одном из штабов. — Нарушение проследить просто, но почему-то это никому не пришло в голову».

 

Партии потратили на выборы 5 миллиардов гривен. Фото 1Большинство отчетов однотипны. Порядка 70% суммы тратится на эфирное время на ТВ. Остаток распределяется между рекламными агентствами (установка билбордов и ситилайтов) — 10–15%, типографиями (печать плакатов, буклетов, листовок) — около 10%, арендой залов, оборудования и т. п. — 2–3%. «Правый сектор» единственный расписал траты полностью, включительно с 54 грн на услуги телефонной связи.

 

Любопытно, что примерно треть всех партий полностью истратили бюджеты. У «Правого сектора» на счете осталось 583 грн, у Блока Петра Порошенко — чуть более 2 тысяч. У «Батькивщины» и вовсе 40 копеек. Оказалось, грамотно освоенный бюджет плюс пиар: «Хотят тем самым подчеркнуть: «Мы показали вам чистые суммы и их же потратили — ни больше ни меньше, до копейки», — пояснил Захар Чистяков, Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/.

 

Однако реальный порядок сумм, истраченных партиями, иной. Ведь в официальные отчеты не включают ни работу штабов (политтехнолог высокого класса с командой обходится в $30–50 тыс.), ни затраты на агитаторов. «Не прописываются взятки, которые тратятся в судах. Все это составляет 60–70% от официальной суммы, эти деньги в тени, — рассказал «Вестям» президент компании Bohush Communications Денис Богуш. — Но больше всего тратят непосредственно в день выборов: это бюджет, соразмерный всей кампании. Каждый округ, например, 145 участков. На каждом по 2–3 члена комиссии, несколько наблюдателей, журналистов. Каждому нужно выплатить по 1000 грн зарплаты (а иногда дают и по $500) — это огромные деньги».

 

Еще один пункт, который не включается в отчет, — расход на содержание партий-«техников», которые используются для оттягивания голосов у конкурентов и получения мест в избиркомах «гигантами».

 

«Это более 20% от общего бюджета. Прибавьте чернуху, вброс контрпропаганды — до 10% кампании, — добавил политтехнолог Захар Чистяков. — Поэтому порядок цифр, потраченных на выборы, другой. Я бы сказал, в целом — 4–5 млрд грн».

 

Спрятали спонсоров

 

Есть и еще одна особенность. Привлечение спонсорских средств никак не регламентируется, но считается, что избиратель куда охотнее воспринимает партии, которые тратят на выборы собственные деньги, членские взносы. «Иначе есть риск, что тебя обвинят в продаже мест в списке, а это всегда оставляет неприятный след», — сказал один из штабистов. Нынешние игроки решили проблему по-разному. Часть партий — Блок Петра Порошенко, «Свобода», Оппозиционный блок — использовали для предвыборных целей лишь партийные средства. «Народный фронт» привлек к 92 партийным миллионам 1,29 млн спонсорских гривен (среди жертвовавших — члены партии), политсила «5.10» потратила всего 9 тысяч от золота партии плюс еще более полумиллиона гривен добровольных взносов. «Для людей очень важно, кто управляет деньгами. Тема олигархов, которые рулят партиями, воспринимается очень негативно», — говорит Богуш.

 

В большинстве партий, прошедших в Раду, итоги выборов уже подвели. Косвенно об этом может свидетельствовать увольнение с должности замглавы АП Игоря Грынива — главного политтехнолога Банковой (Блок Петра Порошенко финишировал вторым по партспискам). «Один из главных параметров, по которому анализируется эффективность работы штаба, — стоимость голоса. Хоть этот анализ уже по большому счету ни на что не влияет, в нем есть смысл перед следующей кампанией, — признался «Вестям» сотрудник штаба одной из партий, «пролетевшей» на парламентской кампании, но нацеленной на местные выборы. — У нас, когда подсчитали реальную стоимость, схватились за голову — результат должен был быть другим».

 

По подсчетам «Вестей», дороже всего обошлись голоса партии «Новая политика» (ее ведет Владимир Семиноженко): при потраченных 5 млн грн стоимость голоса составила 257,79 грн. Явно переплатил Тигипко (123,77 грн/голос). Из партий, прошедших в Раду, дороже всего голоса у избирателей Юлии Тимошенко — 122,35 грн. На втором месте Оппозиционный блок — с 71,58 грн/голос. 

Наши новости

В Украине создан "Клуб защиты журналистов"

27 февраля 2021 года

26 февраля 2021 года состоялось учредительное собрание представителей СМИ Украины и объявлено о создании "Клуба защиты журналистов".

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Конфликтные новости

Глобальная деанонимизация. Владельцев биткоин-кошельков будут знать поименно

UBR.UA

31 июля 2021 года

Участники криптовалютного рынка не готовы раскрывать свои имена и бегут с бирж

С криптовалютной биржи Binance вовсю выводят криптовалюту. Только за 27-28 июля с площадки "ушло" порядка $1,6 млрд.

Скрыть коррупционные доходы станет еще сложнее. Центр противодействия коррупции запустил скоринг

Finance.UA

31 июля 2021 года

Центр противодействия коррупции запустил скоринг, позволяющий оценить коррупционные риски в активах публичных деятелей.

Об этом сообщила пресс-служба Министерства цифровой трансформации на странице в Facebook.

К чему приводит приватизация даже 100% акций предприятия без учета земли

Зеркало недели

31 июля 2021 года

Покупатель приобретает право обратиться за правом на получение права платного пользования земельным участком или права собственности

Сторонник Порошенко призвал "ликвидировать" журналистов "Страны"

Страна

30 июля 2021 года

Бывший вице-президент "Энергоатома" Александр Ковтуненко предложил "ликвидировать" работников редакции "Страны". Об этом он написал в комментариях на Facebook.