КИНОКРИТИКА

Сценарий был написан давно. Собственно, планировался очередной ремейк в стиле злой пародии. Бюджет картины утвердили, и продюсер торопил режиссёра с началом съёмок. Режиссёр завис на утверждении актёров. Особенно его волновал исполнитель главной роли. 

Пробы прошли четверо, но ни один не удовлетворил его полностью. Последний был, пожалуй, неплох, в нужной степени глуп, достаточно смешон, но криминальное прошлое придавало ему какой-то неуловимый шарм, и это нарушало общий замысел.


И вот – наконец! – найдено то, что требовалось. Режиссёр про себя назвал его «кондитером». «Какая шикарная аллюзия!» - с усмешкой думал режиссёр, - «Галантерейщик и кардинал спасут Францию – Кондитер и президент сверхдержавы спасут Украину!».

 


Фильм запустили в производство.


Всё, что происходит на Украине, укладывается в сценарный план пародийного фильма. Сценарист и режиссёр постарались сделать пародию максимально абсурдной и действительно очень злой.


Исполнители ведущих ролей настолько тупы и смешны, ситуации настолько анекдотичны и нереальны, что трудно предугадать развязку.


Действия персонажей не подчиняются никакой логике. Связь между событиями невозможно проанализировать, она попросту отсутствует. Реакция массовки в каждом новом эпизоде неординарна, что вызывает восхищение фантазией сценариста и удачным подбором «толпы».


Взять хотя бы сцену с прекращением поставок газа. Какой гениальный ум предложил сначала «готовиться к земле» - и все развеселились – потом поступило предложение «максимально увеличить сохранение тепла»: например, выкрасить батареи центрального отопления в коричневый цвет и наглухо заизолировать все окна и форточки – и «кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали» - массовка снова ликует. Ещё более гениально: предложить всем купить электробойлеры (продажи подскочили в сотни раз, возник дефицит бойлеров) – и потом объявить о необходимости экономить электроэнергию, о веерных отключениях и целесообразности приобретения керосиновых ламп. Думаете, кто-нибудь спросил, где брать керосин? Ничего подобного! Сценарист воистину гениален: СМИ одно за другим рассказывают о том, как прекрасно вписываются керосиновые лампы в интерьер современного жилища, какой неповторимый уют они могут создать. Режиссёр не менее гениален: на лицах актёров – неподдельный восторг, а пение гимна в сине-жёлтых одеяниях на фоне сине-жёлтых стен, крыш, урн и мостов – просто феерия!


Кадры войны. Казалось бы, как можно сделать пародию на истребление народа, на смерти и мучения? А вот можно! И сцены военных действий, мобилизации, откровения побывавших в плену – едва ли не самые удачные. Как, например, родилась сцена, в которой боец, ненавидящий Россию и всё русское, готовый грызть «рашистов» зубами, с чувством и слезой в голосе исполняет песню «Тёмная ночь» на русском языке?! А кадры с российским вторжением? А бомбящие сами себя жители Донбасса? А «бой с тенью» в исполнении украинской армии? Или, например, вырвавшиеся из плена террористов журналисты и украинские военные, пережившие пытки и издевательства, но не потерявшие определённого лоска и не имеющие даже синяков. Да и террористы, устроившие террор против себя самих – это ли не находка!


Есть в фильме и элементы научной фантастики, такие, например, как предложенные Премьер-министром Яйценюхом (исполнитель Аресений Яценюк) пути выхода из кризиса: закупка угля в Южной Африке – там тепло, поэтому у негров скопились излишки – и доставка его морем, в то время как морские порты оккупированы невидимой вражеской армией; реверсные поставки газа по более высокой цене, чтобы не отдавать долги за ранее потреблённый газ, и это при том, что для реверса всё равно нужен газ, которого может и не быть. И вот ещё шикарная сцена – обнародование решения о строительстве Великой Хохляцкой Стены. И чертежи, придающие этому проекту выпуклость и реалистичность. Кстати, предыдущие сцены с копанием рвов и закупкой колючей проволоки в США – отличный режиссёрский ход, делающий финальную сцену ещё более яркой.
Очень хороши проходящие вторым планом аресты и похищения несогласных, снесения памятников и танцы в вышиванках.


И снова – разбитые танки, падающие самолёты, безрукие и безногие солдаты, трупы, разрушенные дома…


Дети и старики. Брошенные животные. Выгоревшая земля и плачущие вдовы.


Говорят, что гений и злодейство несовместны. Не верю, ибо все злодейства, показанные в фильме «Конец Украины», задуманы поистине гениально. Выбрана великолепная съёмочная площадка. Подобраны шикарные актёры. Слаженная, не нуждающаяся в дополнительных инструкциях массовка. Отличные осветители: свет пылающих шин, фосфорные бомбы, горящие дома и люди – постарались, ничего не скажешь. Ну, бюджет позволяет – почему же не проявить фантазию?


Такого не может быть в реальности. И потому зритель воспринимает картину несколько отстранённо: страшно, ужасно, местами смешно – но это всего лишь кино. Вот сейчас пойдут титры, мы встанем и выйдем из душного зала, а на улице солнце, и ветер, и ясное небо! Но фильм не кончается, он становится интерактивным, и мы поневоле присоединяемся к массовке, а кто-то вдруг обнаруживает себя каскадёром или дублёром…
Когда-то Голливуд снял масштабный фильм «Красная жара» с Шварценеггером в главной роли. Американцы наивно считали его реалистичным. На деле получилась забавная пародия, проявившая мифологичность мышления жителей США в отношении России.


Сегодняшний фильм, который снимается на Украине, задуманный как пародия на американскую освободительную миссию, стал ошеломляющей реальностью. Но нездешней, не нашей. Инобытием.

 

Наталия Лазарева
 


Наши новости

Объединение специалистов по PR и Конкурентной разведке Украины и Кыргызстана

24 сентября 2020 года

В сентябре 2020 года подписано соглашение между Агентством конфликтного PR - /PR i Z/ и Аналитическим центром «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан) о сотрудничестве.

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ теперь в Республике Беларусь!

28 августа 2020 года

Агентство конфликтного PR - /PR i Z/ официально закрепляет партнёрские взаимоотношения с коллегами из Беларуси.

Жертвы медиатерроризма. Кто несет ответственность и за что

10 августа 2020 года

05 августа в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция с громким названием: «Влияние медиатерроризма на репутацию. Где заканчивается журналистика и начинается уголовная ответственность».

Вебинар с Верховным Судом. Принципы административного судопроизводства

16 июня 2020 года

Ассоциация юристов Украины предоставляет возможность дополнительной встречи с некоторыми судьями

Конфликтные новости

Международные эксперты считают реалистичной приватизацию Приватбанка до 2025 года

Экономическая правда

30 сентября 2020 года

Государственный ПриватБанк остается самым привлекательным объектом для приватизации среди госбанков, и цель найти для него инвестора до 2025 года весьма реалистична.

Кличкo «выпиcaл» aмeрикaнcкoгo пиaрщикa пeрeд выбoрaми

Skelet.Info

30 сентября 2020 года

Дeйcтвующeгo мэрa Киeвa Витaлия Кличкo пeрeд мecтными выбoрaми кoнcультируeт извecтный aмeрикaнcкий пoлиттexнoлoг Джoрдж Бирнбaум. Об этoм cooбщaeт УП.

Украинцев смогут привлекать в качестве присяжных без их согласия

Судебно-юридическая газета

30 сентября 2020 года

В список присяжных сможет попасть любой украинец старше 25 лет, а отказаться – не каждый: Кабмин получил законопроект Минюста об изменениях в закон о судоустройстве.

В Киеве полиция пресекла попытку рейдерского захвата жилого комплекса

ГолосUA

30 сентября 2020 года

Преступная группировка пыталась завладеть жилым комплексом в Подольском районе Киева при помощи рейдерства. Об этом сообщило МВД со ссылкой на начальника главного управления Нацполиии в Киеве Андрея Крищенко.