"Проснетесь и узнаете, что компания продает бомбы сепаратистам". Как в Украине создают врагов народа

ВЕСТИ

20 июля 2017 года

«Вести» разобрались, как работает бизнес по навешиванию ярлыков. Против мишеней используют фейковые аккаунты и админресурс, а наблюдателей бьют по страхам и патриотизму
Бизнес на навешивании ярлыков становится все доходнее и востребованнее. С результатами работы пиарщиков и технологов украинцы в повседневной жизни сталкиваются каждый день, «случайно» выясняя, что тот или иной продукт, например, вражеский, а другой — идеальный. Это же касается и бизнесменов, политиков, лидеров мнений. Как говорят эксперты, на травлю жертвы тратят десятки тысяч долларов или же привлекают мощный государственный админресурс. «Вести» разобрались, как работает этот бизнес и кто за ним стоит.

 

Технологии травли
По словам опрошенных «Вестями» экспертов, стоимость кампании зависит от того, кто этим занимается. «Девочка-секретарь может что-то сказать, и это не будет ничего стоить, а если работают «столпы» пиара, там бюджеты стартуют от $10 тыс.», — рассказал нам специалист по конфликтному PR Захар Чистяков.

Для того чтобы придумать, как создать кому-то негативный образ, нередко применяют методологию под названием «игротехника». «Собирают фокус-группу из разных слоев населения. Их на несколько суток погружают в совершенно другую обстановку — людям меняют имена, а партиям — названия. Когда они вживаются, то начинают жить искусственным миром, генерируя новые месседжи и смыслы. А полученные результаты потом переводят в реальность, получая новые названия, лозунги, идеи, шаблоны», — говорит Захар Чистяков.

 

Бьют по голове и подговаривают жен. Бизнес в Украине кошмарят по-новому

Если же нужен быстрый эффект, то его можно достичь за считанные часы. «Нормальный политтехнолог может придумать схему за 30 минут — и за два часа будет первый результат. Вы проснетесь и узнаете, что условная компания «А» продает ядерные бомбы сепаратистам на Донбассе. А чтобы завершить кампанию, нужны сутки. Свежий пример: сейчас разворачивается кампания против одного из предприятий, которое якобы поставляет мороженое в Крым. При этом опираются на непонятное фото в твиттере. Параллельно к этому уже подключаются правые. И это в пик сезона, когда мороженое востребованно. Это очевидная заказуха», — рассказывает «Вестям» политолог Руслан Бортник.

Еще один метод — обвинять кого-то в непрофессионализме. «Когда хотят уничтожить конкурента, первое, что делают, обвиняют в непрофессионализме. Так произошло с газетой «Вести» и Радио Вести. Но это самый качественный продукт, который существует в столице и один из самых успешных в стране. В непрофессионализме журналистов упрекнуть нельзя, — рассуждает политтехнолог Аннэ Быкова. — Поэтому в ход пошел черный пиар, с помощью которого пытаются всячески запятнать репутацию. Ни для кого не секрет, что такая кампания организовывается с помощью проплаченных фейсбук-экспертов — за один пост в соцсети они могут получить от 1000 грн, платят и за перепост записи — от 500 грн. Подготовка, как правило, происходит довольно быстро — хватает придумать какой-то информационный повод, причем он может быть абсолютно фейковым и разместить его может вымышленная личность, которая зарегистрирована в соцсетях под чужим именем. А потом лидеры мнений начинают на нее ссылаться, снимая с себя любую ответственность».

 

 

Ярлыки и страхи

Эксперты говорят, что классические способы влиять на общественное мнение с помощью вбрасывания результатов различных соцопросов (вроде «Доверие к политику А упало на 20%, а в к политику Б — выросло на 30%») уже не срабатывают.

Очень часто при навешивании ярлыков бьют по страхам людей. «Я наблюдал за разборками между двумя сетями заправок. Креативщики одной сделали «любительский» видеоролик — на заправке зимой купили «незамерзайку», побрызгали на стекло, а она замерзла. «Невзначай» показали лого заправки и забросили видео в Сеть. Видео по большому счету ничего не доказывает, но у широкой аудитории появляется ощущение, что «незамерзайка» плохая и заправляться там не нужно. Тут бьют по страху о безопасности», — говорит Чистяков.

По его мнению, этот же прием был использован и против «Вестей». «Боятся люди Клименко — значит, надо сказать, что газета «Вести» принадлежит Клименко. Хотя до того все были уверены, что «Вести» принадлежат Медведчуку, потом — Курченко. Понятно, что все СМИ как-то финансируются, но шаблон по «Вестям» сформирован, и все ему следуют», — говорит Чистяков.

Он обращает внимание, что в 2004 году самым большим бандитом считался Ринат Ахметов. «Но он красиво выстроил свою кампанию, взял ребят из Киево-Могилянки, открыл Школу журналистики, и за какой-то период все забыли, что он «бандит».

Этот ярлык скинули на Фирташа, но он тоже выкрутился. Просто сейчас Петр Порошенко решил подмять под себя вообще все медиапространство, вот поэтому СМИ и страдают — помимо вас можно вспомнить ситуацию с Игорем Гужвой, с «Интером», — продолжает Чистяков.

Впасть в одночасье в немилость могут не только бизнес-структуры, но и отдельные общественники. К примеру, так произошло с главой Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным, на которого стали откровенно нападать весной этого года. «Эту кампанию против нас организовывают топ-чиновники — нет ни единого обоснованного факта коррупционных действий, так как мы не получаем бюджетных денег. Эти слухи распространяет лоббистская компания за деньги Мартыненко или Порошенко — мы еще выясняем. Эта травля идет уже несколько месяцев — обвинения все проплаченные, даже блог на Fox News разгоняют боты. Те предложения, касающиеся нас, слово в слово списаны из материалов лоббистской компании», — сказал «Вестям» Виталий Шабунин.

Бортник тоже считает, что на Шабунина ополчились из-за его конфликта с властью. «Шабунин является оппонентом власти. Он далеко не святой, но он ей противостоит. Поэтому там вопрос измеряется не деньгами, а ресурсами. Но если бы он был оппонентом какой-то финансово-промышленной группы, то такого уровня кампания потянула бы на $20–30 тыс. С «Яндекс. Такси» тоже есть оппонирование власти, но такого уровня кампания тянет на $10–15 тыс.», — подсчитывает Руслан Бортник.

 

Бьют по патриотизму
В других случаях эксплуатируют патриотические чувства. «Я наблюдал за кампанией против одной из торговых сетей, которую обвиняли в том, что она якобы работает в Крыму и в ОРДЛО под другими вывесками. А торговая сеть обвиняла противников, что основатель их бизнеса имеет уголовное прошлое, а потому его нужно закрыть. Как такого повода, кроме бизнес-конфликта, не было, поэтому в травлю вкладывались большие деньги именно в размещение в СМИ, поскольку заложенные в нее идеи не стоили ничего», — говорит Захар Чистяков.

А против мэра Львова Андрея Садового, по мнению политолога Андрея Золотарева, запустили госаппарат. «Чисто коммерческими приемами накачать мнение против него было нереально. Поэтому включился государственный механизм, когда тема стала накачиваться — мусорная катастрофа, трагедия, плюс административные действия, которые позволяли держать горячей эту тему (когда разом отказались принимать полигоны в других городах)», — говорит Андрей Золотарев.

Показателен и другой случай — с участием Петра Порошенко в презентации книги об АТО «14 друзей хунты», которую две недели назад провели в пиццерии «Ветерано» в Киеве. Часть общественности, до того восторгавшаяся солдатским бизнесом, с такой же легкостью бросилась обливать его грязью, мол, «продались Администрации президента». По словам основателя пиццерии Леонида Остальцева, такая реакция была прогнозируема.

«До этого у нас завтракали глава МИД Великобритании Борис Джонсон и Виталий Кличко. Так что когда мне сообщили, что на презентации книги будет президент, я не особо раздумывал, сказал, пусть приходит. Понятно, что нравится это не всем, и любое мероприятие с его участием стает поводом высказать свое недовольство. Так произошло с нами. А «волну» негатива первыми пустили боты, неизвестно откуда пришедшие на страницу «Ветерано» в фейсбуке. Но их было не больше 10%», — рассказал «Вестям» Леонид Остальцев.

 

Кампания «под ключ» — $10 тыс.
Создать образ врага недостаточно, говорят специалисты. Важно вовремя поддерживать ярлык в «живом» состоянии. «Очень часто работают по-тупому: платят деньги за размещение информации в СМИ. Как только начинается замалчивание, скидывают еще денежку за размещение», — продолжает Чистяков. По его словам, в среднем цена на размещение новости на сайтах СМИ стартует от $50 до нескольких тысяч, также обращаются к экспертам или лидерам мнений с просьбой разместить у себя на фейсбуке какую-то информацию — это стоит $100–500. «Как по мне, «идеальная» сумма для раскрутки какой-то темы — $10 тыс. При этом обыватель и не поймет, что им манипулируют», — заключает Чистяков.

Инфографика "Вестей" 


Ярослав Маркин , Анастасия Кучкина , Мария Разенкова

Наши новости

Организация управления земельным банком компании: как обезопасить основной производственный актив

10 апреля 2017 года

Слить топливо, подменить удобрения, сэкономить семена - это так, мелочи, хотя и такое воровство наносит заметный ущерб агрокомпании. Бывают и более серьезные случаи: намеренное внесение изменений в земельные карты с целью "отхватить" часть чужой земли, юридически неправомерное оформление аренды земли, вмешательство в государственные реестры и замена владельца.

Юристы обсудят принудительный выкуп акций миноритариев

15 февраля 2017 года

16 февраля, состоится открытая дискуссия: «Законопроект № 2302а-д: экспертиза и подготовка ко второму чтению», организованная Комитетом АЮУ по корпоративному праву.

Аграрный сектор Украины как поле битвы юристов

26 сентября 2016 года

Земля, украинские черноземы, луга, небольшие земельные участки - все эти объекты в последнее время становятся местом боевых действий. Новости на аграрных сайтах действительно напоминают сводки военных времен

Танцуют все! Или PR как танцы под дождем

14 апреля 2015 года

2 апреля прошел XIII Международный PR-Фестиваль, который собрал не только PR-специалистов, но и журналистов, маркетологов, общественных активистов, собственников компаний. Всех объединяла одна тема: как работа с репутацией компаний и продуктов может помочь повысить эффективность бизнес-структур.

Конфликтные новости

Дело против Фирташа: в ГПУ рассказали, что будет с "Интером"

Антикор

13 октября 2017 года

Как только в силу вступит приговор с конфискацией относительно олигарха Дмитрия Фирташа, его активы, в том числе телеканал "Интер", конфискуют.

Получив полный текст решения Апелляционного суда, защита Лавриновича инициирует закрытие уголовного дела

Українські новини

12 октября 2017 года

После оглашения полного текста решения Апелляционного суда города Киева от 27.09.2017 года, защита бывшего министра юстиции Александра Лавриновича намерена инициировать закрытие возбужденного против него уголовного дела.

Генпрокуратура провела обыски в Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

Страна

12 октября 2017 года

Следователи Генеральной прокуратуры Украины провели обыски в Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Об этом в четверг, 12 октября на Facebook сообщила пресс-служба НКЦБФР.

Бывшие судьи объединились для защиты от власти

Закон и Бизнес

12 октября 2017 года

Бывшие судьи, которые много лет проработали в учреждениях Волынской области, объединились для защиты своих прав и создали ОО «Ветераны судебных органов Волынской области».