"Проснетесь и узнаете, что компания продает бомбы сепаратистам". Как в Украине создают врагов народа

ВЕСТИ

20 июля 2017 года

«Вести» разобрались, как работает бизнес по навешиванию ярлыков. Против мишеней используют фейковые аккаунты и админресурс, а наблюдателей бьют по страхам и патриотизму
Бизнес на навешивании ярлыков становится все доходнее и востребованнее. С результатами работы пиарщиков и технологов украинцы в повседневной жизни сталкиваются каждый день, «случайно» выясняя, что тот или иной продукт, например, вражеский, а другой — идеальный. Это же касается и бизнесменов, политиков, лидеров мнений. Как говорят эксперты, на травлю жертвы тратят десятки тысяч долларов или же привлекают мощный государственный админресурс. «Вести» разобрались, как работает этот бизнес и кто за ним стоит.

 

Технологии травли
По словам опрошенных «Вестями» экспертов, стоимость кампании зависит от того, кто этим занимается. «Девочка-секретарь может что-то сказать, и это не будет ничего стоить, а если работают «столпы» пиара, там бюджеты стартуют от $10 тыс.», — рассказал нам специалист по конфликтному PR Захар Чистяков.

Для того чтобы придумать, как создать кому-то негативный образ, нередко применяют методологию под названием «игротехника». «Собирают фокус-группу из разных слоев населения. Их на несколько суток погружают в совершенно другую обстановку — людям меняют имена, а партиям — названия. Когда они вживаются, то начинают жить искусственным миром, генерируя новые месседжи и смыслы. А полученные результаты потом переводят в реальность, получая новые названия, лозунги, идеи, шаблоны», — говорит Захар Чистяков.

 

Бьют по голове и подговаривают жен. Бизнес в Украине кошмарят по-новому

Если же нужен быстрый эффект, то его можно достичь за считанные часы. «Нормальный политтехнолог может придумать схему за 30 минут — и за два часа будет первый результат. Вы проснетесь и узнаете, что условная компания «А» продает ядерные бомбы сепаратистам на Донбассе. А чтобы завершить кампанию, нужны сутки. Свежий пример: сейчас разворачивается кампания против одного из предприятий, которое якобы поставляет мороженое в Крым. При этом опираются на непонятное фото в твиттере. Параллельно к этому уже подключаются правые. И это в пик сезона, когда мороженое востребованно. Это очевидная заказуха», — рассказывает «Вестям» политолог Руслан Бортник.

Еще один метод — обвинять кого-то в непрофессионализме. «Когда хотят уничтожить конкурента, первое, что делают, обвиняют в непрофессионализме. Так произошло с газетой «Вести» и Радио Вести. Но это самый качественный продукт, который существует в столице и один из самых успешных в стране. В непрофессионализме журналистов упрекнуть нельзя, — рассуждает политтехнолог Аннэ Быкова. — Поэтому в ход пошел черный пиар, с помощью которого пытаются всячески запятнать репутацию. Ни для кого не секрет, что такая кампания организовывается с помощью проплаченных фейсбук-экспертов — за один пост в соцсети они могут получить от 1000 грн, платят и за перепост записи — от 500 грн. Подготовка, как правило, происходит довольно быстро — хватает придумать какой-то информационный повод, причем он может быть абсолютно фейковым и разместить его может вымышленная личность, которая зарегистрирована в соцсетях под чужим именем. А потом лидеры мнений начинают на нее ссылаться, снимая с себя любую ответственность».

 

 

Ярлыки и страхи

Эксперты говорят, что классические способы влиять на общественное мнение с помощью вбрасывания результатов различных соцопросов (вроде «Доверие к политику А упало на 20%, а в к политику Б — выросло на 30%») уже не срабатывают.

Очень часто при навешивании ярлыков бьют по страхам людей. «Я наблюдал за разборками между двумя сетями заправок. Креативщики одной сделали «любительский» видеоролик — на заправке зимой купили «незамерзайку», побрызгали на стекло, а она замерзла. «Невзначай» показали лого заправки и забросили видео в Сеть. Видео по большому счету ничего не доказывает, но у широкой аудитории появляется ощущение, что «незамерзайка» плохая и заправляться там не нужно. Тут бьют по страху о безопасности», — говорит Чистяков.

По его мнению, этот же прием был использован и против «Вестей». «Боятся люди Клименко — значит, надо сказать, что газета «Вести» принадлежит Клименко. Хотя до того все были уверены, что «Вести» принадлежат Медведчуку, потом — Курченко. Понятно, что все СМИ как-то финансируются, но шаблон по «Вестям» сформирован, и все ему следуют», — говорит Чистяков.

Он обращает внимание, что в 2004 году самым большим бандитом считался Ринат Ахметов. «Но он красиво выстроил свою кампанию, взял ребят из Киево-Могилянки, открыл Школу журналистики, и за какой-то период все забыли, что он «бандит».

Этот ярлык скинули на Фирташа, но он тоже выкрутился. Просто сейчас Петр Порошенко решил подмять под себя вообще все медиапространство, вот поэтому СМИ и страдают — помимо вас можно вспомнить ситуацию с Игорем Гужвой, с «Интером», — продолжает Чистяков.

Впасть в одночасье в немилость могут не только бизнес-структуры, но и отдельные общественники. К примеру, так произошло с главой Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным, на которого стали откровенно нападать весной этого года. «Эту кампанию против нас организовывают топ-чиновники — нет ни единого обоснованного факта коррупционных действий, так как мы не получаем бюджетных денег. Эти слухи распространяет лоббистская компания за деньги Мартыненко или Порошенко — мы еще выясняем. Эта травля идет уже несколько месяцев — обвинения все проплаченные, даже блог на Fox News разгоняют боты. Те предложения, касающиеся нас, слово в слово списаны из материалов лоббистской компании», — сказал «Вестям» Виталий Шабунин.

Бортник тоже считает, что на Шабунина ополчились из-за его конфликта с властью. «Шабунин является оппонентом власти. Он далеко не святой, но он ей противостоит. Поэтому там вопрос измеряется не деньгами, а ресурсами. Но если бы он был оппонентом какой-то финансово-промышленной группы, то такого уровня кампания потянула бы на $20–30 тыс. С «Яндекс. Такси» тоже есть оппонирование власти, но такого уровня кампания тянет на $10–15 тыс.», — подсчитывает Руслан Бортник.

 

Бьют по патриотизму
В других случаях эксплуатируют патриотические чувства. «Я наблюдал за кампанией против одной из торговых сетей, которую обвиняли в том, что она якобы работает в Крыму и в ОРДЛО под другими вывесками. А торговая сеть обвиняла противников, что основатель их бизнеса имеет уголовное прошлое, а потому его нужно закрыть. Как такого повода, кроме бизнес-конфликта, не было, поэтому в травлю вкладывались большие деньги именно в размещение в СМИ, поскольку заложенные в нее идеи не стоили ничего», — говорит Захар Чистяков.

А против мэра Львова Андрея Садового, по мнению политолога Андрея Золотарева, запустили госаппарат. «Чисто коммерческими приемами накачать мнение против него было нереально. Поэтому включился государственный механизм, когда тема стала накачиваться — мусорная катастрофа, трагедия, плюс административные действия, которые позволяли держать горячей эту тему (когда разом отказались принимать полигоны в других городах)», — говорит Андрей Золотарев.

Показателен и другой случай — с участием Петра Порошенко в презентации книги об АТО «14 друзей хунты», которую две недели назад провели в пиццерии «Ветерано» в Киеве. Часть общественности, до того восторгавшаяся солдатским бизнесом, с такой же легкостью бросилась обливать его грязью, мол, «продались Администрации президента». По словам основателя пиццерии Леонида Остальцева, такая реакция была прогнозируема.

«До этого у нас завтракали глава МИД Великобритании Борис Джонсон и Виталий Кличко. Так что когда мне сообщили, что на презентации книги будет президент, я не особо раздумывал, сказал, пусть приходит. Понятно, что нравится это не всем, и любое мероприятие с его участием стает поводом высказать свое недовольство. Так произошло с нами. А «волну» негатива первыми пустили боты, неизвестно откуда пришедшие на страницу «Ветерано» в фейсбуке. Но их было не больше 10%», — рассказал «Вестям» Леонид Остальцев.

 

Кампания «под ключ» — $10 тыс.
Создать образ врага недостаточно, говорят специалисты. Важно вовремя поддерживать ярлык в «живом» состоянии. «Очень часто работают по-тупому: платят деньги за размещение информации в СМИ. Как только начинается замалчивание, скидывают еще денежку за размещение», — продолжает Чистяков. По его словам, в среднем цена на размещение новости на сайтах СМИ стартует от $50 до нескольких тысяч, также обращаются к экспертам или лидерам мнений с просьбой разместить у себя на фейсбуке какую-то информацию — это стоит $100–500. «Как по мне, «идеальная» сумма для раскрутки какой-то темы — $10 тыс. При этом обыватель и не поймет, что им манипулируют», — заключает Чистяков.

Инфографика "Вестей" 


Ярослав Маркин , Анастасия Кучкина , Мария Разенкова

Наши новости

Юристы расскажут, как защитить бизнес на национальном и международных рынках

4 сентября 2019 года

Ассоциация адвокатов Украины продолжает налаживание связей между бизнес-сообществом и юридическим рынком и представляет новое уникальное мероприятие — «А2В Forum: адвокат для бизнеса», которое пройдет 20 сентября в Киеве.

Дубилет призвал украинцев сообщать о случаях рейдерства

18 июля 2019 года

Соучредитель Monobank Дмитрий Дубилет, который стал советником временно исполняющего обязанности главы СБУ Ивана Баканова, призвал украинцев сообщать о случаях рейдерства.

Тренинг «Работа с информацией по методам спецслужб»

30 мая 2019 года

Система поиска и анализа информации по методам спецслужб призвана решать следующие стратегические и тактические задачи для сотрудников информационных подразделений государственных органов:

Рейдерский захват спортклуба «Восход» в Киеве

23 апреля 2019 года

Группа рейдеров проникла ночью в помещение спортклуба «Восход» и все там поломали и перебили.

Конфликтные новости

Главой киберполиции Украины назначен Гринчак

gottstat.com

19 октября 2019 года

Указом главы Национальной полиции Украины Игоря Клименко на должность начальника департамента киберполиции был назначен Александр Гринчак. Об этом сообщает пресс-служба Нацполиции.

Ингульский суд не позволил полиции «крышевать» самозастройщиков

nikpravda.com.ua

19 октября 2019 года

Больше года продолжается незаконное строительство по улице Николаевская 15-17 в областном центре.

Минюст планирует передать правоохранителям перечень регистраторов-помощников рейдеров

ukr-today.com

19 октября 2019 года

В Министерстве юстиции собираются передать в правоохранительные органы список государственных регистраторов, руками которых осуществлялось подавляющее большинство рейдерских захватов в государственных реестрах. Об этом сообщила заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Ольга Онищук в Facebook

АМКУ рассматривает два дела по «Мотор Сич» - Ю.Терентьев

ТБУ

18 октября 2019 года

Антимонопольный комитет рассматривает два дела по компании «Мотор Сич». Об этом сообщил глава комитета Юрий Теренетьев в интервью LIGA.net.