Судебный PR – современное оружие информационных войн (Часть 2)

16 декабря 2010 года

Продолжение анализа роли Судебного PR, его функций и методик.

Начало: Судебный PR – современное оружие информационных войн (Часть 1)

 

 

Широкая общественность


Цели

- Привлечь внимание к конфликту и личностям судей;

- Как план-минимум – создать видимость интереса общественности (для демонстрации этого интереса перед остальными аудиториями). План-максимум – поднять волну народного гнева по поводу конфликта и личностей оппонентов.

 

Описание аудитории


Существует масса литературы, разделяющей на типы эту аудиторию по различным критериям. Мы возьмем несколько наиболее важных.


Географический принцип. Если нас интересует городской или районный суд, то необходимо охватывать широкую аудиторию по этому принципу, немного расширяя ее на один уровень. Информационные посылы зависят от сложившейся по конфликту ситуации, однако должны быть адаптированы к менталитету и стилю изложения мыслей аудитории (сленг, районные ценности и т.д.).


Профессиональный принцип. Работа ведется в юридической, судебной и чиновничьей среде. Также можно охватить отраслевую аудиторию, если речь идет о конфликте вокруг предприятия. В этом случае также необходима адаптация информационных посылов к принятым в данных аудиториях категориям и сленгу.


Социальный и гендерный принцип. Может использоваться, если действия суда могут нести угрозу кому-либо по этому принципу – на предприятии работают только женщины или инвалиды, компания обустраивает близлежащие территории и заботится о детях и т.д.

 

Методика работы

В зависимости от выбранной аудитории. Еще раз подчеркнем, что каждый информационный посыл должен тщательно адаптироваться.

 

Инструментарий

- В настоящее время актуальным становится использование web 2.0, поскольку существуют масса сообществ, собранных по всем вышеизложенным принципам. Необходимая информация гарантировано будет донесена целевым аудиториям;

- Специализированные, районные, отраслевые и т.д. СМИ;

- Всевозможные забастовки, демонстрации, опросы мнений, расклейки листовок, почтовые рассылки и т. д;

- Различный «креатив» - листовки «Ваш сосед – судья-рейдер» (для географического принципа), «судья Х позорит честно имя Судьи» или «судья Х уничтожает такую-то отрасль в Украине» (для профессионального принципа), «судья Х - женоненавистник» (для гендерного принципа).

 


Пример

Предприятием подан иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на издание, разместившее материал компрометирующего характера. Необходимо защитить издание и утихомирить предприятие.

 


В соцсетях было созданы страницы, посвященные ситуации. Размещена информация на журналистских, политических и юридических сообществах, завязалась дискуссия. В результате дискуссии было принято решение провести забастовку под зданием предприятия и судом.

 

В юридических, судебных и районных СМИ была размещена информация, что предприятие является врагом свободы слова. Таким же врагом может стать и судья, если удовлетворит иск. СМИ по собственной инициативе начали размещать информацию о ситуации. На предприятие участились журналистские запросы с просьбой прокомментировать происходящее.

 

Судья отметил возможные личные репутационные потери в случае удовлетворения иска и начал требовать проведения различных экспертиз, откладывал заседания, затягивая рассмотрение дела.

 

Руководство предприятия учло имиджевые потери и отозвало иск.

 

Следует учесть, что использование соцсетей в данной ситуации помогло избежать похожих исков со стороны предприятия на другие СМИ – общение в соцсетях редко персонифицируется. Однако цель была достигнута - к обсуждению подключились все необходимые аудитории.

 

СМИ

Цели

- Заинтересовать СМИ в подготовке материалов о конфликте;

- Помочь журналистам разобраться в сложившейся ситуации;

- Растиражировать необходимую позицию в журналистскую среде.


Описание аудитории

Каждый пиарщик знает специфику данной аудитории, поэтому нет необходимости ее подробно описывать. Учтем только то, что бесплатно освещать конфликт согласится не каждое издание, поскольку для СМИ любой конфликт пахнет дополнительным доходом. При упоминании конфликтной ситуации журналисты из акул пера превращаются в другой свой синоним, созвучный древнейшей профессии. И предпочитают поддерживать тех, кто платит деньги.
 

Методика работы

На том, как отстраивать взаимоотношения с журналистами также не будем останавливаться.


Однако отметим следующий момент имеющий отношение не только к PR.


Необходимо тщательно промониторить СМИ на предмет упоминания конфликта. Выбрать все, опубликовавшие какую-либо информацию, связаться для уточнения причин ее появления и выяснения источников. В случае наличия негативной информации – попытаться найти общий язык со СМИ на предмет ее опровержения или снятия. В крайнем случае – предложить снять материал за деньги (в случае размещения в Интернет). Если будет названа экономически не целесообразная стоимость снятия или же получен полный отказ – можно предположить, что носитель принадлежит оппонентам или имеет тесные взаимоотношения с пиарщиками оппонентов. Необходимо сообщить эти данные другим подразделениям защиты – отделу безопасности, юристам и т.д.


Хотя этот шаг имеет косвенное отношение к Судебному PR, его необходимо сделать для повышения эффективности всего проекта.

 

Инструментарий
- Предоставить справку по конфликту всем без исключения СМИ (поможет журналистам разобраться в ситуации и понять вашу позицию, повысит авторитет вашей позиции, ляжет в основу возможных материалов);
- Определить одного и только одного спикера от имени компании, только один электронный адрес и только один мобильный телефон, по которым СМИ может получать информацию о конфликте;
- Соблюдать дедлайны и забыть фразу «без комментариев»;
- Определить и привлечь к комментариям внешних экспертов, предоставить их контакты журналистам;
- Предложить организовать журналистские запросы оппонентам и судье, принять участие в судебных заседаниях.

 

Пример
После анализа и проверки СМИ, опубликовавших негативную информацию, стало понятно, что на оппонентов работает PR-агентство с известными связями в СМИ. Однако взаимоотношения агентства и остальных СМИ нельзя было назвать теплыми.

 

Организована рассылка справки по конфликту, в результате которой даже недружественные СМИ осознали объективность позиции и подняли цены на размещение.

 

С, якобы, электронного адреса «вражеского» PR-агентства разослана «утка», очерняющая председателя суда в котором рассматривается дело. «Вражеские» СМИ публикуют эту информацию и получают иски о защите чести и достоинства от председателя суда. На основании этих событий дружественные СМИ распространяют информацию о заангажированности «вражеских» СМИ и PR-агентства. Информация подкрепляется материалами группы «разведки» - видеозаписям передачи денег, выписками поступлений на счета СМИ. Поддержка оппонентов активно осуждается.

 

В результате СМИ отказывают оппонентам в сотрудничестве по этому проекту.

 

ВЫВОДЫ
Исходя из анализа целевых аудиторий и техники работы с ними, мы можем сделать несколько выводов:


- Судебный PR должен сочетаться с проектом по антикризисному, конфликтному PR и не противоречить общей стратегии ведения конфликта. Следовательно, любые действия необходимо согласовывать с остальными направлениями – юридическим, силовым и т. д. Судебный PR может как поддерживать общий проект, так и стимулировать определенные шаги остальных направлений;
- Для успешной реализации проекта по Судебному PR необходимы данные, полученные другими направлениями. В особенности юридическим и разведкой;
- Перед началом разработки и реализации проекта по Судебному PR следует определить, не навредит ли он общей стратегии и имиджу объекта, интересы которого будут отстаиваться. Не так редки случаи, когда информация о судебных разбирательствах наносит значительный имиджевый ущерб. В этом случае, возможно, следует вести информационную компанию против оппонента и судей безотносительно к объекту защиты;
- Не следует затягивать с принятием решения о старте проекта по Судебному PR, если он однозначно не навредит объекту и общей стратегии;
- Основой для всех материалов по конфликту является аналитическая справка, подготовленная в хронологическом порядке;
- Необходимо определить ключевые слова и информационные посылы, которые будут использоваться во всех сообщениях;
- Материалы адаптируются для каждой целевой аудитории;
- Следует учитывать, что оппоненты с высокой долей вероятности не будут брезговать «запрещенными» приемами – «джинсой», блокированием информации, снятием материалов. Возможно, придется действовать теми же методами;
- Компроматом и другими порочащими имидж материалами необходимо пользоваться очень осторожно. Нередки случаи, когда поддержку оппонентам судьи и другие исполнители оказывали из-за того, что их имя было бездоказательно использовано в компромате;
- Повторимся: необходимо помнить о дедлайнах, забыть ответ «без комментариев», подготовить одного спикера, определить только один канал для связи со СМИ и донести этот контакт до журналистов.

 

Мы разобрали все основные направления применения Судебного PR в отечественных реалиях.
Несмотря на то, что в русско- украиноязычном информационном пространстве данный термин присутствует достаточно давно, следует признать, что работа в Судебном PR до сих пор осуществляется эмпирическим путем, исходя из опыта прошлых успехов и ошибок пиарщиков конфликтного профиля. И, как следствие, рынок не успел родить достаточно специалистов, которых можно было бы назвать «гуру» Судебного PR.

 

Надеемся, что данное направление будет дополнено новыми примерами и фактами, а также займет достойное место в арсенале профессионалов корпоративных и информационных войн.

 

Захар Чистяков
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/

Источник:ИАЦ Publicity

Наши новости

Юристы расскажут, как защитить бизнес на национальном и международных рынках

4 сентября 2019 года

Ассоциация адвокатов Украины продолжает налаживание связей между бизнес-сообществом и юридическим рынком и представляет новое уникальное мероприятие — «А2В Forum: адвокат для бизнеса», которое пройдет 20 сентября в Киеве.

Дубилет призвал украинцев сообщать о случаях рейдерства

18 июля 2019 года

Соучредитель Monobank Дмитрий Дубилет, который стал советником временно исполняющего обязанности главы СБУ Ивана Баканова, призвал украинцев сообщать о случаях рейдерства.

Тренинг «Работа с информацией по методам спецслужб»

30 мая 2019 года

Система поиска и анализа информации по методам спецслужб призвана решать следующие стратегические и тактические задачи для сотрудников информационных подразделений государственных органов:

Рейдерский захват спортклуба «Восход» в Киеве

23 апреля 2019 года

Группа рейдеров проникла ночью в помещение спортклуба «Восход» и все там поломали и перебили.

Конфликтные новости

Камо грядеши, "Укрнафта"?

Зеркало недели. Украина

12 октября 2019 года

Бриллиант, который хотя и утратил наполовину свой блеск, в умелых руках может быть реставрирован, чтобы снова приносить дивиденды своему крупнейшему собственнику — Украинскому государству.

Минкульт предлагает ввести уголовную ответственность за манипуляции в СМИ

Деловая столица

11 октября 2019 года

Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский предложил ввести уголовную ответственность за сознательное искажение общественного мнения СМИ

Минэкономразвития просит СБУ вернуть государству предприятие "Закарпатполиметаллы"

Дело

11 октября 2019 года

В своем письме Алексей Перевезенцев указывает на связь оффшорной компании Cengart Financial INC и новосозданной компании Gofer Mining PLC, которая незаконно получила более 90 процентов госпредприятия "Закарпатполиметаллы"

Подозреваемый в организации рейдерского захвата агрофирмы на Харьковщине может освободиться из-под стражи

ХарківTimes

11 октября 2019 года

Киевский районный суд Харькова 10 октября избрал подозреваемому в организации попытки рейдерского захвата частной агрофирмы в селе Великая Губщина Валковского района меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 суток. Однако, мужчина может выйти на свободу, если внесет залог в сумме 576 тысяч гривен.