Судебный PR – современное оружие информационных войн (Часть 2)

16 декабря 2010 года

Продолжение анализа роли Судебного PR, его функций и методик.

Начало: Судебный PR – современное оружие информационных войн (Часть 1)

 

 

Широкая общественность


Цели

- Привлечь внимание к конфликту и личностям судей;

- Как план-минимум – создать видимость интереса общественности (для демонстрации этого интереса перед остальными аудиториями). План-максимум – поднять волну народного гнева по поводу конфликта и личностей оппонентов.

 

Описание аудитории


Существует масса литературы, разделяющей на типы эту аудиторию по различным критериям. Мы возьмем несколько наиболее важных.


Географический принцип. Если нас интересует городской или районный суд, то необходимо охватывать широкую аудиторию по этому принципу, немного расширяя ее на один уровень. Информационные посылы зависят от сложившейся по конфликту ситуации, однако должны быть адаптированы к менталитету и стилю изложения мыслей аудитории (сленг, районные ценности и т.д.).


Профессиональный принцип. Работа ведется в юридической, судебной и чиновничьей среде. Также можно охватить отраслевую аудиторию, если речь идет о конфликте вокруг предприятия. В этом случае также необходима адаптация информационных посылов к принятым в данных аудиториях категориям и сленгу.


Социальный и гендерный принцип. Может использоваться, если действия суда могут нести угрозу кому-либо по этому принципу – на предприятии работают только женщины или инвалиды, компания обустраивает близлежащие территории и заботится о детях и т.д.

 

Методика работы

В зависимости от выбранной аудитории. Еще раз подчеркнем, что каждый информационный посыл должен тщательно адаптироваться.

 

Инструментарий

- В настоящее время актуальным становится использование web 2.0, поскольку существуют масса сообществ, собранных по всем вышеизложенным принципам. Необходимая информация гарантировано будет донесена целевым аудиториям;

- Специализированные, районные, отраслевые и т.д. СМИ;

- Всевозможные забастовки, демонстрации, опросы мнений, расклейки листовок, почтовые рассылки и т. д;

- Различный «креатив» - листовки «Ваш сосед – судья-рейдер» (для географического принципа), «судья Х позорит честно имя Судьи» или «судья Х уничтожает такую-то отрасль в Украине» (для профессионального принципа), «судья Х - женоненавистник» (для гендерного принципа).

 


Пример

Предприятием подан иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на издание, разместившее материал компрометирующего характера. Необходимо защитить издание и утихомирить предприятие.

 


В соцсетях было созданы страницы, посвященные ситуации. Размещена информация на журналистских, политических и юридических сообществах, завязалась дискуссия. В результате дискуссии было принято решение провести забастовку под зданием предприятия и судом.

 

В юридических, судебных и районных СМИ была размещена информация, что предприятие является врагом свободы слова. Таким же врагом может стать и судья, если удовлетворит иск. СМИ по собственной инициативе начали размещать информацию о ситуации. На предприятие участились журналистские запросы с просьбой прокомментировать происходящее.

 

Судья отметил возможные личные репутационные потери в случае удовлетворения иска и начал требовать проведения различных экспертиз, откладывал заседания, затягивая рассмотрение дела.

 

Руководство предприятия учло имиджевые потери и отозвало иск.

 

Следует учесть, что использование соцсетей в данной ситуации помогло избежать похожих исков со стороны предприятия на другие СМИ – общение в соцсетях редко персонифицируется. Однако цель была достигнута - к обсуждению подключились все необходимые аудитории.

 

СМИ

Цели

- Заинтересовать СМИ в подготовке материалов о конфликте;

- Помочь журналистам разобраться в сложившейся ситуации;

- Растиражировать необходимую позицию в журналистскую среде.


Описание аудитории

Каждый пиарщик знает специфику данной аудитории, поэтому нет необходимости ее подробно описывать. Учтем только то, что бесплатно освещать конфликт согласится не каждое издание, поскольку для СМИ любой конфликт пахнет дополнительным доходом. При упоминании конфликтной ситуации журналисты из акул пера превращаются в другой свой синоним, созвучный древнейшей профессии. И предпочитают поддерживать тех, кто платит деньги.
 

Методика работы

На том, как отстраивать взаимоотношения с журналистами также не будем останавливаться.


Однако отметим следующий момент имеющий отношение не только к PR.


Необходимо тщательно промониторить СМИ на предмет упоминания конфликта. Выбрать все, опубликовавшие какую-либо информацию, связаться для уточнения причин ее появления и выяснения источников. В случае наличия негативной информации – попытаться найти общий язык со СМИ на предмет ее опровержения или снятия. В крайнем случае – предложить снять материал за деньги (в случае размещения в Интернет). Если будет названа экономически не целесообразная стоимость снятия или же получен полный отказ – можно предположить, что носитель принадлежит оппонентам или имеет тесные взаимоотношения с пиарщиками оппонентов. Необходимо сообщить эти данные другим подразделениям защиты – отделу безопасности, юристам и т.д.


Хотя этот шаг имеет косвенное отношение к Судебному PR, его необходимо сделать для повышения эффективности всего проекта.

 

Инструментарий
- Предоставить справку по конфликту всем без исключения СМИ (поможет журналистам разобраться в ситуации и понять вашу позицию, повысит авторитет вашей позиции, ляжет в основу возможных материалов);
- Определить одного и только одного спикера от имени компании, только один электронный адрес и только один мобильный телефон, по которым СМИ может получать информацию о конфликте;
- Соблюдать дедлайны и забыть фразу «без комментариев»;
- Определить и привлечь к комментариям внешних экспертов, предоставить их контакты журналистам;
- Предложить организовать журналистские запросы оппонентам и судье, принять участие в судебных заседаниях.

 

Пример
После анализа и проверки СМИ, опубликовавших негативную информацию, стало понятно, что на оппонентов работает PR-агентство с известными связями в СМИ. Однако взаимоотношения агентства и остальных СМИ нельзя было назвать теплыми.

 

Организована рассылка справки по конфликту, в результате которой даже недружественные СМИ осознали объективность позиции и подняли цены на размещение.

 

С, якобы, электронного адреса «вражеского» PR-агентства разослана «утка», очерняющая председателя суда в котором рассматривается дело. «Вражеские» СМИ публикуют эту информацию и получают иски о защите чести и достоинства от председателя суда. На основании этих событий дружественные СМИ распространяют информацию о заангажированности «вражеских» СМИ и PR-агентства. Информация подкрепляется материалами группы «разведки» - видеозаписям передачи денег, выписками поступлений на счета СМИ. Поддержка оппонентов активно осуждается.

 

В результате СМИ отказывают оппонентам в сотрудничестве по этому проекту.

 

ВЫВОДЫ
Исходя из анализа целевых аудиторий и техники работы с ними, мы можем сделать несколько выводов:


- Судебный PR должен сочетаться с проектом по антикризисному, конфликтному PR и не противоречить общей стратегии ведения конфликта. Следовательно, любые действия необходимо согласовывать с остальными направлениями – юридическим, силовым и т. д. Судебный PR может как поддерживать общий проект, так и стимулировать определенные шаги остальных направлений;
- Для успешной реализации проекта по Судебному PR необходимы данные, полученные другими направлениями. В особенности юридическим и разведкой;
- Перед началом разработки и реализации проекта по Судебному PR следует определить, не навредит ли он общей стратегии и имиджу объекта, интересы которого будут отстаиваться. Не так редки случаи, когда информация о судебных разбирательствах наносит значительный имиджевый ущерб. В этом случае, возможно, следует вести информационную компанию против оппонента и судей безотносительно к объекту защиты;
- Не следует затягивать с принятием решения о старте проекта по Судебному PR, если он однозначно не навредит объекту и общей стратегии;
- Основой для всех материалов по конфликту является аналитическая справка, подготовленная в хронологическом порядке;
- Необходимо определить ключевые слова и информационные посылы, которые будут использоваться во всех сообщениях;
- Материалы адаптируются для каждой целевой аудитории;
- Следует учитывать, что оппоненты с высокой долей вероятности не будут брезговать «запрещенными» приемами – «джинсой», блокированием информации, снятием материалов. Возможно, придется действовать теми же методами;
- Компроматом и другими порочащими имидж материалами необходимо пользоваться очень осторожно. Нередки случаи, когда поддержку оппонентам судьи и другие исполнители оказывали из-за того, что их имя было бездоказательно использовано в компромате;
- Повторимся: необходимо помнить о дедлайнах, забыть ответ «без комментариев», подготовить одного спикера, определить только один канал для связи со СМИ и донести этот контакт до журналистов.

 

Мы разобрали все основные направления применения Судебного PR в отечественных реалиях.
Несмотря на то, что в русско- украиноязычном информационном пространстве данный термин присутствует достаточно давно, следует признать, что работа в Судебном PR до сих пор осуществляется эмпирическим путем, исходя из опыта прошлых успехов и ошибок пиарщиков конфликтного профиля. И, как следствие, рынок не успел родить достаточно специалистов, которых можно было бы назвать «гуру» Судебного PR.

 

Надеемся, что данное направление будет дополнено новыми примерами и фактами, а также займет достойное место в арсенале профессионалов корпоративных и информационных войн.

 

Захар Чистяков
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/

Источник:ИАЦ Publicity

Наши новости

Государственное рейдерство или новая инвестиционная политика для зеленой энергетики?

5 июня 2020 года

В пятницу, 5 июня, в 11.30 в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс-Украина" начнется пресс-конференция на тему "Государственное рейдерство или новая инвестиционная политика для зеленой энергетики?". 

Практика Большой Палаты Верховного Суда по корпоративным спорам: бесплатный вебинар от АЮУ

7 апреля 2020 года

Ассоциация юристов Украины совместно с Верховным Судом и Ассоциацией развития судейского самоуправления Украины (АРССУ) приглашают на первую онлайн-встречу из серии вебинаров, посвященных обсуждению последней практики ВС.

В этом году уже произошли первые рейдерские захваты - Оpendatabot

24 января 2020 года

Рейдерство – это одна из самых больших проблем украинского бизнеса и серьезная причина не регистрировать компанию в Украине. Ежегодно в Украине происходит в среднем 400 рейдерских захватов. Причем с 2014 года количество рейдерства постоянно растет.

ААУ требует прекратить незаконные обыски относительно адвокатов

24 декабря 2019 года

Количество обысков относительно адвокатов в Украине резко возросла. Последним примером стали обыски, одновременно проведенные сотрудниками Государственного бюро расследований в офисе Адвокатского объединения «ЭКВИТИ» и жилье четырех его партнеров адвокатов.

Конфликтные новости

Союз автомобилистов просит Труханова обуздать рейдера Ткаченко

Антикор

4 июня 2020 года

В Одессе не утихает скандал вокруг рейдерского захвата небезызвестным в городе аферистом Владимиром Ткаченко двух земельных участков.

Глава ФГИ Дмитрий Сенниченко с подопечными подставили Зеленского и уже нанесли убытки государству на $6 млн

from-ua.com

4 июня 2020 года

Глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко с подопечными остановили работу Вольногорского ГОКа, нанеся убытки государству на $6 млн и подставив Владимира Зеленского.

В университет Шевченко пришли с обысками

Страна

4 июня 2020 года

В четверг, 4 июня, на юридическом факультете Киевского нацонального университета им. Шевченко, расположенном в главном корпусе, на улице Владимирской, 60, проходят обыски по делу о коррупции.

Зеленский готов защищать интересы агрокомпаний

Деловая столица

3 июня 2020 года

Президент Владимир Зеленский заявил о готовности защищать договоры длительной аренды сельскохозяйственных земель агрокомпаний, в том числе иностранных